Лекция № 2. Атомисты отказались от различения начал и движущих причин, а высказали идею, согласно которой вещи состоят из атомов – мельчайших частей

Атомисты.

Атомисты отказались от различения начал и движущих причин, а высказали идею, согласно которой вещи состоят из атомов – мельчайших частей, которые обладают признаками бытия: их нельзя видеть, а можно только мыслить.

  • У атомистов начало и движущие причины совпадают, так как движение рассматривается ими как свойство атомов. Соединение и разъединение атомов являются причинами возникновения и изменения всех существующих вещей. Такой взгляд получил название механицизм.
  • для объяснения множественности и движения атомисты постулируют существование пустоты, разделяющей атомы, то есть небытия, категории, в свое время отвергнутой элеатами.

Дюркгейм, Марсель Мосс и ……

СОЦИАЛЬНЫЙ ФАКТ.

Эмиль Дюркгейм 1857 – 1917. Социолог, автор социологии. Самое главное – соц. Явления не производимы из индивидуальных психологических свойств. Все социальное строится на общественном договоре. Европейское право – начало с Рима. Общественный договор основывается на этой правовой культуре.

Это все отвергается Дюркгеймом – человеку навязывают социальность, - это материя. Главным выражением этой социальности является религия. Разделяет простое и сакральное.

По происхождению был евреем – родился, был внуком раввина Франции. Он не унаследовал звание раввина. Говорят, что на него повлияла учительница литературы. Но до конца своих дней – религиозен. Именно наука должна была заменить религию. Лекции его были похожи на проповеди. Как лектор – популярен. Он знал молитву перед субботой – шабад (выходной день) – переход от сакрального к профанному. Читалась молитва еврейская – где противопоставление простого и сакрального.

Бинарность противопоставления. Он уже этим этнографичен и антропологичен.

Он спорит со Спенсером – общество давит личность и личности нет, говорит Спенсер. А Дюркгейм говорит, что личности просто тогда еще не было – человек просто исполняет соц. Роль. Личность появляется с правом – Римское. Личность в каком смысле мы ее понимаем появилась в конце 18 века подсчитал Дюркгейм. А до этого некие социальные роли, а не личности.

Дюркгейм «О самоубийстве» - в ранних обществах жертвоприношение не является самоубийством, а лишь опять же социальная роль (ПРИМЕР: жена, рабы, обряд умерщвления стариков и т. д.). Наибольшее количество самоубийств относится к людям свободных профессий. Женщины гораздо меньше этим грешат. Города – центр самоубийств. Славянский мир -спокойней.

Дюркгейм - все, что называется преступлением – осуждается социум. И только тогда преступление преступление. Общество создает представление о преступлении. Преступление против социальности, т. е. и против религии. И эти преступления самые страшные и вызывает бурные реакции. Ведь религия – безопасность. Цари, судьи, жрецы – одно и то же. Они и создавали общество.

Дюркгейм – РЕЛИГИЯ – СОЦИАЛЬНОСТЬ – ПРЕСТУПЛЕНИЕ. Преступление избавляет от не нужных явлений – самосохранение, безопасность.

Дюркгейм разделяет магию и религию. Магия – индивидуальное явление. Религия другое, коллективное – воздействует из вне на общество – социальная сила.

Дюркгейм – в восточной деспотии деспот – проект социальных настроений. Это социальный факт, его генерирует общество.

Его племянник Мосс 1872- 1950гг. Марсель вырос на инерции великого наставника. Никогда не защищал диссертации. Его жанр – большие статьи. Много, что сделал Мосс – объективно и развивается. У Мосса появляется третье измерение человека – биологическое, кроме духовного и….

Нет внушительных граней, например между магией и религией. «Опыт о даре» - вообще, до денег, главным способом взаимодействия были дары, на которые были отдарки. Например, индейцы севера – запада. Раздаривающие свое богатство, чтобы получить социальный статус, это и есть богатство – «подлач».

Мосс вспоминает, что монголы спали в седле на скаку, во время марша. Моссаи спят стоя. Сидеть на корточках – отдых раньше. Наблюдения яркие, интересные. Наблюдения эти – разброс.

Люсьен Леви - Брюль 1857 – 1939 гг. Друг Дюркгейма, но лишь спутник. Ему принадлежит такая категория из области соц. Факта – это представления о том и конкретный человек связанные незримыми нитями с явлениями, которые не надо объяснять. Закон партиципации – закон связи – я и мое имя, я и моя лесная душа, женщины не двигают руками резко – чтобы любимые не заблудился в море. Чувство своей необъяснимой причастности, но АБСОЛЮТНО важны.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: