double arrow

Психологическая школа

ЛЕКЦИЯ №3

Фрейд – он и есть душекопатель №1 в мире. С позиции антропологии он важен – психоанализ инструмент антропологии.

Родился в традиционной еврейской семье. Зигмунд выделялся из всех 8 детей. Ему создавались особые условия – все учились при свечах, а он при керосиновой лампе.

1856 – 1939 гг. его жизни. Перебрался в столицу Австро-Венгрии – Вену.

Было ему там хорошо, но Гитлер усадил его в ГЕТТО. Три его сестры сгинули в нацистских спец. Лагерях.

Его выкупили и привезли в Англию. Но он попросил эвтаназию – два укола и Фрейд мертв.

Детство светлое. А потом проблемы всякие. Фрейд был вынужден стать частным врачом: «есть некоторые вещи до которых не долететь, а лучше до хромать». Часто так с исследованиями, но после множества услий что то складывается.

Фрейд – практик, где практика, там и истина. Поработав врачом стал напарником Иосифа Брейера. Именно от него он заимствовал сам подход.

Тогда предполагалось, что все что происходит с человеком связано с физиологией. Все через тело. Катарсис – очищение музыкой.

У Брейера катарсис происходил иначе – через гипноз – узнавал болезни и страдание. Через это человеку становилось легче.

У Фрейда не получался гипноз – получался, но плохо. Фрейд оказывается ассистентом. Неплохо. Быть на вторых ролях – напрягает.

Поехал он Шарко в Париж. «Душ Шарко» - резкая смена температуры. Физиолог. Он популярен (шарко). Но симпатии Шарко не проявились к Фрейду.

Но Фрейд подчеркнул, что все психологические заболевания связаны с сексуальностью.

До него это было везде, даже в сказках. Везде секс.

«Человек – воплощенный половой инстинкт (Шопенгауэр).»

Под либидо Фрейд понимал сначала любовь и увлечения, но оказалось совсем не так – мир этот огромен.

Брейеру не нравились новые идеи товарища – раздор. Но не только из за этого. «Трансфер» - доктор берет на себя страдание больного. Фрейд сказал, что в основе трансфера Брейера – сексуальное влечение им пациентками. Вот причина раздора.

Фрейд на «оговорках» строит свой психоанализ. Его пациент говорит ряд слов всплывающих в голове и эти оговорки он использует для изчуения. Все оговорки связаны с либидо – подавленное влечение.

Фрейд обращает внимание на шутки – остроумие. Остроумие – разрядка того, что человек делает.

Фрейд рассказывал свои анекдоты. (пример, анекдот про святейшего князя).

Юмор – главное оружие пикировки мужчин. Раньше мускулы, сейчас юмор.

Во главе всех желаний – сексуальное влечение. Фрейд говорит о двух инстинктах – самозащита и секс. Секс – ориентир, он движет.

Что такое сновидение?? Для многих девушек сон реальней реальности. Сон – состояние длительное. Сон производит мир символов.

Фрейд – сон во вчерашнем дне и в детстве. Это выбросы подсознания, которое в реальности плотно контролируется, оно во сне властвуют. Все сны даже не эротические, основаны на эротических ощущениях.

Главным героем у Фрейда оказывается подсознание и еще 2 уровня – ЭГО И СУПЕР ЭГО – «сверх я» - императив общества, социальный императив. Супер эго формируется в семье. Отец – важная фигура – отец, то как надо. Он и есть соц. Императив.

Именно эротизм, движение к плоти своей и чужой. Особые отношения между полами – комплекс Эдипа – выражается в том, что у него появляется тяга к матери. Появляется ненависть к отцу.

Гамлет мучается от того, что кто то исполнил его желание – Фрейд.

У ребенка под нажимом отца возникают фобии. Подавленность выражается в фобиях. Фобии проявляются на других. Может на животных переносится. Резкий страх и ненависть по отношению например к лошади.

По совету Юнга Фрейд начинает читать Фрейзера. Возникли его структуры. Вышла книга «Татем и табу» Фрейда. Это этнографический психоанализ.

Очень важным для подхода оказалось определение «табу», т. е. запрета. Табу динамично и священно, демоническое. Амбивалентность – двойственность. Двойственность табу выражается в трех отношениях:

- к врагу

- к покойнику

- к вождю

С одной стороны убили врага – радость, а индейцы сняли скальп и устраивают траур.

Некоторые охотники за головами, когда убили – не радуются, а скорбят и извиняются.

Два импульса – эрос и тонатус – любить и убить.

Покойников – любят и боятся.

Вождь – обожание и ненависть. Вождь наделен этими свойствами сам.

Страсть – это середина эрос и тонатос.

Как избирали кагана – душили, пока не скажет сколько править будет.

Фрейд говорит, что первые цари – все туземцы, ведь исполняли ритуальную роль. Царя никто не должен видеть, по земле не ходит.

Если Микадо сильно запах – его моют, но спящего.

Царь чисто так для понта. Также на фигуру царя смотрит и Фрейзер.

Если ты съел табу? Что делать?

ТОТЕМ. Он обращается к антропологии древности – заимствует идею циклопической семьи. – Некая орда, большая семья во главе патриарх рядом горем самок, его дети. Отец держит горем самок, а его отпрыски ходят в округ до около самок в гареме. Однажды натерпевшись, сговариваются, убивают отца и сжирают. Но такого могло и не быть, но некие подавленные желания существовали.

Фрейд говорит, что вся религия – образ отца. Тотем – предок. Отец, как олицетворение Бога.

Самой скандальной книгой «Моисей и Монотеизм». Также образец Христа – убили и едят.

Карл Гюстав Юнг 1875 -1961гг. Швейцарец, врач. Пережил войну – не до секса. Может наелись сексом от Фрейда. Юнг отказывается от сексуального измерения. Для него главное душа. Он понять хочет это – то понятие и цель, которая представляет для всего главное. Изучение души – наука о человеке.

Как и Платон, предполагает, что у человека есть исходные формы, неактивные формы. Понятие души заложено человеку до его формирования.

Юнг дает определение проформы души – архетип – готовые формы может быть бездействующим. Формирование этих архетипов – важную роль играют бессознательное. Бессознательное особо проявляется в толпе. Толпа, как низкое животное. Толпа дикий зверь. Любая группа топчет личность. Как только человек в группе – под нее. Ярким людям в коллективе не удобно. Группа подавляет, уничтожает. Человеку удобно в толпе – нет ответственности – твоя персона – персона толпы.

Юнга поразило, что произошло в Германии. Проснулись древние боги. ОДДИН – бог войны германских и скандинавских племен. Рай – битва.

На образ этого бога нацеливается Юнг – старый охотник не умер, он задремал и он вновь проснется в германских племенах. Он лишь дремлет. Тогда этот бог войны ожил для них.

Юнг говорит, что это не искореним, непременно проснется.

Рут Бенедикт 1877 – 1948 гг. Ученица Франца Боас. Последовательница Фрейда. Американка. Американцы поручают антропологам изучать японцев. Рут берется за это – почему они не такие? Почему делают все наоборот. Японцы оставляют своих раненых.

«Хризантема и меч» - книга Рут.

Было два источника – интервенты из Японии и … кино. Она смотрела японское кино. И японцы смотрели американское кино. Боялись, что американцы снимут кино, где японцы сдаются.

Книга вышла в 46 году. Это откровение. Абсолютно антропологично написала. Писала с иронией про американцев и японцев в некоторых местах.

Американцы строят войну на рациональном расчете. У японцев акцент над духом – дух побеждает материю. Дух не победим. Именно на нем Японцы способны побеждать. Говорят, что американцы заслуживают разгрома, потому что рациональны. Дух императора с ними, он их ведет. Божественный ветер – камикадзе. Он разгромил монгольские эскадры. Божественный ветер – категория победы. Чем сложнее нашим телам, тем сильнее наша воля. Господства духа. По радио говорили, что в небе мертвые летчики. Главное духовный контроль.

Фигура императора имеет особое качество. Именно антропологами сохранили в Японии империю. А так бы император был бы в пятую точку.

И тут японцы стали приветствовать американцев!!!??? Вежливы и обходительны с оккупационной армией???!!! Но император произнес слово капитуляция – даже квантунская армия прекратило сопротивление.

Император сказал – все сделали. Император что вообще!? Мифа там не видно. Каждый японец после смерти становится богом. Бог рядом с человеком. Бог вершина пирамиды.

Чувство долга перед родственниками и страной.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: