double arrow

Макс Вебер


Антропология действия.

ЛЕКЦИЯ № 4

Вебер – это понимающая социология.

У Вебера случился ренессанс – буквально воскрес. В конце 20 века мода на Вебера вспыхнуло с новой силой. Моден сегодня. Почему?

При этом Вебер очень сложен. Что же у него направление мысли? Концептуалистика его очень плотно сплетено с реальностью. Теория и практика у Вебера не расчленимы.

Академическая наука много на себя берет – ученые мол отдельное сословие – знают только они. Ученые особый вид человека. Их ответы неоспоримы.

1864 – 1920 гг. Макс Вебер. Отец чиновник. Сам истинный немец. По матушке были гугеноты французские – эмигранты. Старший в семье. Изучает юриспруденцию. Учит право. Успешно защищает диссертацию. Защищает степень, необходимую для академической карьеры. Затем начинает преподавать. Сугубый практик – консультирует правительство по важным вопросам.

Вебер человек энергичный. Он изучал историю экономики и права в двух измерениях – течение прогресса и конкретные формы Средневековья и Рима.

Говорит о роли религии.

В Германии доминировала «историческая школа экономики» тогда. У англичан экономика – Бог, абсолютная идея. У немцев нет – ситуативность.




В далеком детстве переболел менингитом. После уже его скосило. 4 года он не работал – психоз. На самом взлете. Он прекратил преподавания. Случилось перерождение 1898 – 1902гг. В новом веке – новый Вебер. Он не потерял память – психический надлом.

Начинает новую жизнь. Становится редактором. «Протестантская этика и дух капитализма» 1905г. Как религия воздействует на экономику?

Спорит с Марксом.

В 10 – ые гг. возобновил преподавания. В первую мировую возглавил союз госпиталей. Помогал родине как мог. Он участвовал консультантом в Версале своего правительства.

О нем хорошо говорил Момзин: «Его активность парализована его рассудком». В возрасте 56 лет от «испанки» он умер. Растерзанная Германия потеряла мыслителя.

Он человек энциклопедических знаний. Во всех сферах. Человек редкий – собрал многие области знаний и упаковал в себе. Хорошо разбирается в самой науке – он видит научный процесс, сама кухня исследования – его мир.

2 направление наук – одно генерирует, другое индивидуализирует.

Вебер выбрал индивидуализацию.

Вебер говорит, что его наука целесообразна потому, что она о культуре. Он говорит, что это особая наука о поведении и особенностях человека – социология.

Обобщенных соц. Тел не существует – нет инетереса государства – действие конкретных людей.

Социология – понимание целей, смыслов, действий людей. Социология занимается индивидом – сейчас дико это. Социология сейчас занимается обществом.

Для того чтобы исследовать почему происходит то действие необходимо обращаться к человеку. Реальная клетка социологии – человек в действии.



Предмет социологии – действие человека. Второй смысл действия человека – действия другого. Каждое действие руководствуется этим отражением в другом.

4 основных вида действий обнаруживает Вебер:

1. Целе - рациональное – осознанное действие ориентированное на успех, позитивное действие.

2. Ценностно–рациональное действие – через этику, религиозные установки ради поддержания традиции, даже автоматическое.

3. Традиционное – определяется традицией или привычкой.

4. Эффектное – основано на эмоциях, далеко не все может быть разгадано. Ревность, например.

Развитие человечество – вытеснение последних двумя первыми. Это свойственно особенно Европе и науке. Вебер говорит об этом как о естественном процессе.

Что случилось в Европе?:

1. В Европе случилось (с рождения Христа) – античная наука, основанная на рационализации мысли, особенно математика.

2. Римское право – формализовало много действий, придав рациональности.

3. Этика протестантизма – религиозный фактор организует сознание. Цель, смыслы – почему это делаем

Типы господства по Веберу. Существует три вида власти – в основе специфика признания этой власти:

- традиционный тип господства – священность власти. Покоится на привычке. Его структура – господин, слуги, подданные. Все связи основаны на личной преданности господина. В России до сих пор так везде. Власть, работа.



Вебер считает, что истина может быть ужасна, но к ней надо идти если исследователь.

- харизматический – о нарушении традиции. Если человек обладает даром. Это создатели новых религий – Иисус, Мухамад. Выдающие политические деятельности – делают не так, но за ними идут – Наполеон, Гитлер. Как смогли овладеть этими народами? Кто такой харезматик? – великие поэты. Люди готовы за ними идти – личная, персональная преданность. Именно действие харизматиков нарушают историю.

Вебер – наука не имеет ценностных мотивов. Для него Иисус и Чингисхан не различимы. С харизмой связана красота – половая любовь. Это главная иррациональная сила.

- легальный – уступчивость, уступчивость власти. Целе-рациональное действие. Власть не люди – институты. Современная Европа – легальный тип власти. Аппарат управления из чиновников, которые действуют по рациональным правилам. На вершине хоть кто – президент и король.

Самым важным исследованием для Вебера была РЕЛИГИЯ. В совокупности, а не какая то отдельно.

Он берет все мировые религии и рассматривает их. Он сталкивает их и сопоставляет. Он продолжатель Ницше, Макеовели, Гоббс. Религия в действии посюсторонней». Выраженна она в том, что человек просит, взывает. Нужно иметь в виду – религия не институт. Какое ее отношение к реальности:

- приспособление к миру - конфунцианство

- бегство от мира – индуизм

- овладение миром – христианство и иудаизм.

Европа – рационализм.







Сейчас читают про: