Постмодернизм

ЛЕКЦИЯ №8

Что такое модерн с позиции постмодерна? У всех явлений есть причины следствия и наука способна их выделить. На этом строится теория прогресса и все великие базовые идеи – освобождение личности (эмансипация личности). Эти идеи пропитывают наше сознание.

Первая дата постмодерна 1786 год – Фридрих Ницше «БОГ УМЕР».

Термин Появился в 1910 ые годы, но в качестве философской категории стартует с после военного периода. Утвердился он после выхода книги Жана Лиотара «Состояние постмодерна» 1979 год.

В дальнейшем постмодернизм противопоставляется модерну, но до сих пор не одолел.

Что такое постмодерн? Квентин Тарантино, Дэвид Линч – странное состояние иной реальности. Здравый смысл и логика у Тарантино отсутствует. Логика отсутствует у Филини.

Неожиданные повороты Набокова – никакой привязки. Пелевин – зачем такое нужно?

Венедикт Ерофеев – яркая литература, но нет детективности – никаких законов.

В модернизме нет самолюбование.

В театре не связано с драматургией.

Метонератив и меторассказ.

Мишель Фуко – французский философ. В бедной Франции рождаются новые идеи.

Изначально структуралист, закончил Сарбон и кончил там же. Он прежде всего почувствовал, что в теории равномерного развития есть что - то неразмерное с реальностью. Великий Париж – увидеть и умереть – это раньше. А сейчас что? Не умираем.

Кризис Франции и создал у Фуко неразмерность метонаративов с реальностью. Где прогресс.

«История безумия в классическую эпоху». Откуда представления о том, что правильно и что неправильно. Культ разума обернулся созданием домов умалишенных.

Где отклонение от нормы. Прежде, - говорит Фуко, - этого не было.

Все это возникло в эпоху просвещения.

Смена диспозитивов. Происходит разрывами, а не плавно. Диспозитив супружества сменяется диспозитивом сексуальности. Диспозитив супружества – выйти замуж, женится – потому что надо. Замуж – это не секса хотеть. Родственники будут мучать.

Умер Фуко от СПИДа. Диспозитив сексуальности – удовольствие, свободное удовольствие, поиск.

Из чего состоит мир? У Клода – куча кодов.

Мир – код, выраженный в различных экспликациях. Мир – это текст. Характерно для постмодернизма. Из текста – модель мира, иллюзия мира. Интертекстуальные отношения.

Мы делаем мир как текст, или он сделан? Знание наше не тождественно тексту. Картины мира не тождественные, не обхективные. Картина мира –эпистема – мир реальности, заказ иерархии, заказ власти. (эпистемалогия) – мы должны быть едины, а то медведь укусит. Чья идея? – заказ власти.

Жан Бодрийяр. Симулякр. Гиперреальность. – что такое?- создание псевдовещи, гипереальность – объективная реальность замещается образом или кодом. Код остается и маскирует исчезновение реальности. Видимость псевдовещи заменяет реальность полностью. Она реальна чем реальность. Это и есть симулякр – псевдо вещь, ставшая реальностью.

Если мы потребители симулякров, то сами мы кто? Наступает смерть субъекта – выражение Фуко и Бард здесь же. Поскольку ничто не существует вне текста, то субъект – канал передачи или носитель текста. То есть Я – тоже текст. А где Я? Что Я – тоже текст???!!! Я – ЭПИСТЕМА??!!

Постмодернистов обвиняют в диструктивизме.

Россия – голый постмодернизм. Постмодернизм – растворитель. Симлякр – заменяет реальность, действительность.

Клифорд Гирц «Интерпретация культур». Американец. Родился в невыдающейся семье. Прошел все. Начал учится философии а затем антропология.

Особенность подхода – в неординарном жизненном опыте, попал в Чикагский университет. Он попал в нужное место. Создана комиссия по сравнительному изучению новых наций в Чикагском университете. Следят за миром. 60 - ые годы – 66 стран – национализм дышал.

Клифорд много работал в Индонезии – о. Ява и Бароко и …..

Культура – паутина значений, созданная самим человеком. Но наверно не очень точно говорить о паутине. Удобнее сравнить с осьминогом, - говорит Гирц. Это целое существует, как федерация. Задача науки в максимально плотном описании культуры. «fic description» - насыщенные описания. Это и есть этнография. Именно этнография превращается в искусство создания образов. Интерпретивизм – интерпретация.

Однажды, в доме плотника, где неподалеку жил Гирц, выросла поганка. Эта поганка необычной формы вызвало сенсационное внимание. Почему люди приходили – рассказывали про причину прихода посмотреть на поганку. Их тревожило, что религия их не отвечала на вопрос – что случилось с поганкой. Они вели себя как последователи Тайлора.

Религия – то, что создает гипереальность. Религия – система символов. Она для того чтобы утверждать в людях долговременные мотивации. Настроена на утверждение концепции бытия. Создается аура фактов., которые делают сверх -реалистичные мотивации и факты.

Религия не умозрение, а создание сверхреальности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: