Основные фазы проектирования информационной системы
Классификация проектов
Проекты могут быть классифицированы по самым различным признакам. Отметим основные из них.
- Класс проекта определяется по составу и структуре проекта. Обычно различают:
- монопроект (отдельный проект, который может быть любого типа, вида и масштаба);
- мультипроект (комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов.
· Тип проекта определяется по основным сферам деятельности, в которых осуществляется проект. Можно выделить пять основных типов проекта:
· технический;
· организационный;
· экономический;
· социальный;
· смешанный.
· Масштаб проекта определяется размером бюджета и количеством участников. Бывают большие и малые проекты. Масштабы проектов рассматривают в конкретной форме — отраслевые, корпоративные, ведомственные проекты, проекты одного предприятия.
Каждый проект, независимо от сложности и объема работ, необходимых для его выполнения, проходит в своем развитии определенные состояния: от состояния, когда «проекта еще нет», до состояния, когда «проекта уже нет».
|
|
Можно выделить следующие фазы развития информационной системы:
- формирование концепции;
- подготовка технического задания;
- проектирование;
- разработка;
- ввод системы в эксплуатацию.
Рассмотрим каждую из них более подробно.
Главным содержанием работ на концептуальной фазе является определение проекта, разработка его концепции, включающая:
- формирование идеи, постановку целей;
- формирование ключевой команды проекта;
- изучение мотивации и требований заказчика и других участников;
- сбор исходных данных и анализ существующего состояния;
- определение основных требований и ограничений, требуемых материальных, финансовых и трудовых ресурсов;
- сравнительную оценку альтернатив;
- представление предложений, их экспертизу и утверждение.
Подготовка технического предложения
Главным содержанием фазы подготовки технического предложения является уточнение технического предложения в ходе переговоров с заказчиком о заключении контракта. Общее содержание работ этой фазы:
- разработка основного содержания, базовой структуры проекта;
- разработка и утверждение технического задания;
- планирование, декомпозиция базовой структуры модели проекта;
- составление сметы и бюджета проекта, определение потребности в ресурсах;
- разработка календарных планов и укрупненных графиков работ;
- подписание контракта с заказчиком;
- ввод в действие средств коммуникации участников проекта и средств контроля за ходом работ.