Бюджет и бюджетное устройство РФ
1.Понятие бюджета и его экономическое значение
2.Бюджетное устройство и бюджетная система
3.Бюджетный федерализм
Согласно бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.
По материально вещественной форме бюджет – это централизованный фонд денежных средств.
По форме функционирования бюджет – это плановый финансовый документ, включающий доходы и расходы.
Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения в части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.
Специфика бюджетных отношений как в части финансовых состоит в следующем:
1.Они возникают в распределительных отношениях (процессе), непременным участником которого является государство;
|
|
2.Они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей;
3.Они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов, а также основным инструментом государственного управления экономикой;
Цели и задачи государственного бюджета:
1.Финансовое обеспечение бюджетной сферы;
2.Перераспределение ВВП;
3.Государственное регулирование и стимулирование экономики;
4.Контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств
Нормативно-правовой базой бюджетных отношений являются:
- бюджетный кодекс РФ;
-закон РФ «О федеральном бюджете»;
-закон «Субъектов РФ о бюджете субъектов РФ»;
-нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах;
-указы Президента РФ, регулирующие бюджетные правоотношения;
Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов.
Расходы бюджета – это инвестиции денежных средств в различные государственные мероприятия.
Соотношение доходов и расходов может принимать одну из трех форм:
-баланса (доходы = расходам)
-профицита (доходы превышают расходов)
-дефицита (доходы меньше расходов)
Длительность бюджетного периода – это время в течение, которого реализуется конкретный бюджет. Обычно это год (до кризиса), но сейчас планируется 3-х летний бюджет
Функции бюджета:
1.Фискальная функция – она связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде;
|
|
2.Распределительно-перераспределительная функция - обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие;
3.Контрольная функция – заключается в обеспечении контроля за формированием и расходованием государственных средств
Бюджетное устройство и бюджетная система
Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов действующих на территории РФ
Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.
Бюджетное устройство определяется государственным устройством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена это государственный бюджет и местные бюджеты (Франция, Великобритания, Швеция)
В федеративных государствах, в таких как Германия, Россия, Канада, США, трехуровневая бюджетная система (региональный, федеральный, местный)
При этом согласно Конституции РФ в состав бюджета субъектов РФ входят 83 субъекта (21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 областных и краевых бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейская автономная область, 4 окружных бюджетов автономных округов, в составе местных бюджетов около 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, местных))
Свод бюджетов бюджетной системы РФ на определенной территории образует понятие консолидированных бюджетов РФ
Консолидированный бюджет РФ включает в себя:
1.Федеральный бюджет;
2.Консолидированные бюджеты субъектов РФ:
1)Бюджеты субъектов РФ
2)Консолидированные местные бюджеты:
-городские, районные, сельские и поселковые бюджеты
Консолидированные бюджеты ежегодно составляются, но не утверждаются в законодательном порядке, информация о параметрах консолидированного бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов.
Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты РФ разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления.
Бюджетная система РФ базируется на определенных принципах
Принципы бюджетной системы:
1. Принцип единства бюджетной системы РФ – единая правовая база, единая денежная система, использование единой бюджетной классификации, единство бюджетного процесса, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.
Бюджетный процесс – это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;
2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Реализуется через закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующего уровня;
3.Принцип самостоятельности означает, что органы власти соответствующего уровня имеют право:
-формировать свой бюджет, т.е. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;
-определять направления расходов и доходов исходя из наличия собственных источников доходов каждого уровня бюджета;
4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов;
5.Принцип полноты отражения всех доходов и расходов и источника финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме должны отражаться в бюджете;
|
|
6.Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать предусмотренному объему доходов.
7.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объема средств
8.Принцип совокупного общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита
9.Принцип прозрачности (открытости) бюджета означает обязательное опубликование в печати, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении
10.Принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета
11.Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных задач
12.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении, которого они находятся
13.Принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат должно осуществляться с единого счета (чем занимается казначейство)