Лекция 16.10.12

Бюджет и бюджетное устройство РФ

1.Понятие бюджета и его экономическое значение

2.Бюджетное устройство и бюджетная система

3.Бюджетный федерализм

Согласно бюджетному кодексу РФ бюджет – это форма образования и расходования фондов денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления.

По материально вещественной форме бюджет – это централизованный фонд денежных средств.

По форме функционирования бюджет – это плановый финансовый документ, включающий доходы и расходы.

Как экономическая категория бюджет выражает систему денежных отношений между государством, хозяйствующими субъектами и населением по поводу перераспределения в части стоимости общественного продукта в процессе образования и использования централизованных фондов денежных средств.

Специфика бюджетных отношений как в части финансовых состоит в следующем:

1.Они возникают в распределительных отношениях (процессе), непременным участником которого является государство;

2.Они связаны с формированием и использованием централизованного фонда денежных средств, предназначенного для удовлетворения общегосударственных потребностей;

3.Они являются основным инструментом проверки сбалансированности прихода и расхода экономических ресурсов, а также основным инструментом государственного управления экономикой;

Цели и задачи государственного бюджета:

1.Финансовое обеспечение бюджетной сферы;

2.Перераспределение ВВП;

3.Государственное регулирование и стимулирование экономики;

4.Контроль за образованием и использованием централизованных денежных средств

Нормативно-правовой базой бюджетных отношений являются:

- бюджетный кодекс РФ;

-закон РФ «О федеральном бюджете»;

-закон «Субъектов РФ о бюджете субъектов РФ»;

-нормативно-правовые акты органов местного самоуправления о местных бюджетах;

-указы Президента РФ, регулирующие бюджетные правоотношения;

Поступления бюджета складываются из совокупности различных платежей экономических субъектов.

Расходы бюджета – это инвестиции денежных средств в различные государственные мероприятия.

Соотношение доходов и расходов может принимать одну из трех форм:

-баланса (доходы = расходам)

-профицита (доходы превышают расходов)

-дефицита (доходы меньше расходов)

Длительность бюджетного периода – это время в течение, которого реализуется конкретный бюджет. Обычно это год (до кризиса), но сейчас планируется 3-х летний бюджет

Функции бюджета:

1.Фискальная функция – она связана с аккумулированием денежных средств в централизованном фонде;

2.Распределительно-перераспределительная функция - обеспечивает перераспределение централизованных денежных средств между различными сферами материального и нематериального производства, обеспечивая их гармоничное развитие;

3.Контрольная функция – заключается в обеспечении контроля за формированием и расходованием государственных средств

Бюджетное устройство и бюджетная система

Бюджетная система - это совокупность всех бюджетов действующих на территории РФ

Бюджетное устройство представляет собой организационные принципы построения бюджетной системы, ее структуру и взаимосвязь объединенных в ней бюджетов.

Бюджетное устройство определяется государственным устройством, в унитарных (единых) государствах бюджетная система включает два звена это государственный бюджет и местные бюджеты (Франция, Великобритания, Швеция)

В федеративных государствах, в таких как Германия, Россия, Канада, США, трехуровневая бюджетная система (региональный, федеральный, местный)

При этом согласно Конституции РФ в состав бюджета субъектов РФ входят 83 субъекта (21 республиканских бюджетов в составе РФ, 55 областных и краевых бюджетов, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга, Еврейская автономная область, 4 окружных бюджетов автономных округов, в составе местных бюджетов около 29000 местных бюджетов (городских, районных, поселковых, местных))

Свод бюджетов бюджетной системы РФ на определенной территории образует понятие консолидированных бюджетов РФ

Консолидированный бюджет РФ включает в себя:

1.Федеральный бюджет;

2.Консолидированные бюджеты субъектов РФ:

1)Бюджеты субъектов РФ

2)Консолидированные местные бюджеты:

-городские, районные, сельские и поселковые бюджеты

Консолидированные бюджеты ежегодно составляются, но не утверждаются в законодательном порядке, информация о параметрах консолидированного бюджета является очень важной для аналитических и прогнозных расчетов.

Федеральный бюджет разрабатывается и утверждается в форме федерального закона, бюджеты субъектов РФ разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов РФ, местные бюджеты РФ разрабатываются и утверждаются правовыми актами органов местного самоуправления.

Бюджетная система РФ базируется на определенных принципах

Принципы бюджетной системы:

1. Принцип единства бюджетной системы РФ – единая правовая база, единая денежная система, использование единой бюджетной классификации, единство бюджетного процесса, единые санкции за нарушение бюджетного законодательства.

Бюджетный процесс – это порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджета;

2.Принцип разграничения доходов и расходов между уровнями бюджетной системы. Реализуется через закрепление соответствующих видов доходов и полномочий по осуществлению расходов за органами власти соответствующего уровня;

3.Принцип самостоятельности означает, что органы власти соответствующего уровня имеют право:

-формировать свой бюджет, т.е. самостоятельно осуществлять бюджетный процесс;

-определять направления расходов и доходов исходя из наличия собственных источников доходов каждого уровня бюджета;

4.Принцип равенства бюджетных прав субъектов федерации и муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти, субъектов федерации и органов местного самоуправления в области установления и исполнения расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов;

5.Принцип полноты отражения всех доходов и расходов и источника финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы и расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме должны отражаться в бюджете;

6.Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать предусмотренному объему доходов.

7.Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов должны достигаться заданные результаты с использованием наименьшего объема средств

8.Принцип совокупного общего покрытия расходов означает, что все расходы бюджетов должны покрываться общей суммой доходов бюджетов и поступлений из источников финансирования его дефицита

9.Принцип прозрачности (открытости) бюджета означает обязательное опубликование в печати, утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении

10.Принцип достоверности бюджетов означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета

11.Принцип адресности и целевого характера использования бюджетных средств означает, что бюджетные средства выделяются в распоряжение конкретных получателей и направляются на финансирование конкретных задач

12.Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования только от главного распорядителя бюджетных средств в ведении, которого они находятся

13.Принцип единства кассы означает, что зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат должно осуществляться с единого счета (чем занимается казначейство)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: