Бюджетный федерализм
Федеративное устройство России является предпосылкой возникновения финансово-бюджетного федерализма.
Бюджетный федерализм является наиболее сложной проблемой в бюджетном устройстве.
Бюджетный федерализм – это способ построения бюджетных отношений между уровнями бюджетной системы обеспечивающей ведущую роль федерального бюджета при высокой степени самостоятельности территориальных бюджетов (территориальный бюджет это совокупность регионального и местного бюджета).
Иными словами бюджетный федерализм – это разграничение прав и полномочий между уровнями бюджетной системы.
Бюджетный федерализм базируется на следующих принципах:
1. Законодательное разграничение полномочий по расходам между органами власти всех уровней
2. Обеспечение соответствующих органов власти необходимыми финансовыми ресурсами для выполнения ими возложенных на них функций
3. Принцип самостоятельности и равноправия каждого бюджета входящего в бюджетную систему, которые выражаются в самостоятельном определении направлений использования бюджетных средств
4. Обеспечение выравнивания минимальной бюджетной обеспеченности бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов. Основными способами выравнивания являются горизонтальное и вертикальное бюджетное выравнивание
Горизонтальное бюджетное выравнивание представляет собой систему оказания финансовой помощи регионам и муниципальным образованиям. Основным методом горизонтального выравнивания являются межбюджетные трансферты.
Трансферты – это средства, передаваемые из вышестоящего бюджета нижестоящему бюджету на безвозмездной и безвозвратной основе в порядке оказания финансовой помощи и предоставлении компенсации
Основные формы межбюджетных трансфертов:
1. Дотации – это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе для покрытия текущих расходов
2. Субвенции - это средства предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы на безвозвратной и безвозмездной основе для осуществления целевых расходов
3. Субсидии – это средства, предоставляемые другому уровню бюджета бюджетной системы на безвозмездной и безвозвратной основе на условиях долевого финансирования целевых расходов
4. Кредитные ресурсы – это бюджетные средства предоставляемые бюджету другого уровня на возвратной и безвозмездной (беспроцентной) или возмездной (под определенный процент) основе на срок не более 6-ти месяцев в пределах финансового года
Вертикальное выравнивание – это процесс достижения сбалансированности между объемом обязательств каждого уровня власти по расходам с потенциалом его доходных ресурсов (речь идет о налоговых поступлениях). Основными инструментами вертикального выравнивания служат:
1. Закрепление налогов за определенным уровнем бюджета
2. Распределение налоговых доходов по нормативам
3. Субвенции из вышестоящего бюджета
4. Субвенции из вышестоящего бюджета на выполнение расходных операций
Модели бюджетного федерализма
Существуют 2 основные модели:
1.Кооперативная (европейская модель бюджетного федерализма) ориентирована в большей степени на партнерство и активную политику федерального центра по вертикальному и горизонтальному выравниванию бюджетной обеспеченности территорий и характеризуется высокой степенью перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы и ограничением самостоятельности региональных и местных органов власти в области налогообложения. Пример модели Германия
Основные характеристики данной модели:
-наличие системы общих налогов;
-доходы бюджетов в основном зависят от нормативов распределения, которые устанавливаются вышестоящими органами;
-дает возможность дополнительного перераспределения средств между уровнями бюджетной системы;
2.Децентрализованная модель бюджетного федерализма характеризуется тем, что каждый уровень власти имеет свои непересекающиеся налоги по принципу один налог - один бюджет. Приоритет отдается автономии и самостоятельности регионально-территориальных образований, конкуренции между ними и объем перераспределяемых средств между уровнями бюджетной системы очень не велик. Пример децентрализованной служит США
Основные характеристики данной модели:
-закрепление определенного вида дохода за определенным уровнем бюджета;
-взаимоотношение между уровнями бюджета организуется на основе ссуд;
-модель не дает возможности балансировать региональные и местные бюджеты
Российский бюджетный федерализм можно отнести к кооперативной модели бюджетного федерализма с элементами децентрализованной модели. Суть российской модели состоит в том, что она предполагает партнерские отношения между федеральным центром и субъектами РФ по бюджетно-налоговым вопросам наряду с тем, что федеральное законодательство имеет приоритет над законодательством субъектов федерации, т.к. оно отражает их общие интересы и прежде всего заинтересованность в обеспечении целостности и единства федеративного государства.
Лекция 30.10.12
Финансовый рынок
Рынок финансовых ресурсов – это общее название тех рынков, где проявляются спрос и предложение.
Финансовый рынок состоит из трех основных элементов:
1.Кредитный рынок:
-денежный рынок <-------рынок ценных бумаг
-рынок займов
2.Рынок инструментов собственности
3.Валютный рынок
Кредитный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются взаимоотношения между предприятиями и гражданами, нуждающимися в финансовых средствах и организациями и гражданами которые их могут предоставить.
Главными функциями этого рынка являются:
1. Объединения мелких разрозненных сбережений населения, государственных подразделений частного бизнеса, зарубежных инвесторов и создание крупных денежных фондов.
2. Трансформация денежных средств в судный капитал, обеспечивающий внешние источники финансирования материального производства национальной экономики.
3.Предоставление займов государственных органов и населению для решения таких важных задач как покрытие бюджетного дефицита к финансированию части жилищного строительства
Таким образом, кредитный рынок позволяет осуществлять накопление, движение, распределение и перераспределение заемного капитала между сферами экономики.
В то же время кредитный рынок – это синтез рынков различных платежных средств в странах с развитой рыночной экономикой кредитные сделки опосредуются:
1.Кредитными институтами
2.Инвеституционными или различными организациями, которые обеспечивают выпуск и движение различных долговых обязательств
Таким образом, кредитный рынок делится на рынок денежных ресурсов и рынок долговых обязательств
Валютный рынок – это механизм, с помощью которого устанавливаются правовые и экономические взаимоотношения между потребителями и продавцами валюты. Спрос на иностранную валюту связан с зависимостью национальной экономики от импорта и обусловлен конвертируемостью этой валюты.
Конвертируемость – это гарантированная возможность денежной единицы свободно обмениваться на другие валюты при полной конвертируемости национальной валюты любое юридическое и физическое лицо может свободно участвовать в любой внешнеэкономической деятельности. Чем ниже уровень конвертируемости национальной валюты, тем в большей мере валютный рынок подвергается государственному урегулированию в частности установлению национальной валюты по отношению к другим валютам.
Рынок ценных бумаг объединяет часть кредитного рынка и рынок инструментов собственности, другими словами этот рынок охватывает операции по выпуску и обращению инструментов займа, инструментов собственности, а также их гибридов и производных. К инструментам займа относятся облигации, сертификаты, опционы, фьючерсы и другие аналогичные бумаги.
Следовательно, рынок инструментов займа как элемент кредитного рынка имеет дело заемным капиталом, в то время как рынок инструментов собственности собственным капиталом, т.е. с долями (паями) собственником капитала собственного капитала.
Рынок ценных бумаг делится на первичный и вторичный рынок.
Первичный рынок – это рынок первых и повторных эмиссий ценных бумаг, на котором осуществляется их начальное размещение среди инвесторов
Вторичный рынок – это рынок где обращаются реализованные на первичном рынке ценные бумаги
Биржевой рынок связывают с понятием фондовый рынок, как особо организованного, как привило, вторичного рынка ценных бумаг способствующего повышению мобильности капитала и выявлению реальных рыночных цен активов
Внебиржевой рынок охватывает рынок операций с ценными бумагами вне биржи (первичное размещение, а также перепродажи ценных бумаг тех эмитентов, которые не желают или не могут попасть на биржу).
Кроме указанной классификации рынок ценных бумаг можно разделить на следующие сегменты:
-по категории эмитентов (рынок ценных бумаг предприятий, государственных ценных бумаг и т.д.)
-по срокам выпуска (рынок бессрочных ценных бумаг, срочных ценных бумаг с установленным сроком, ценных бумаг с неустановленным сроком обращения)
-по территории распространения (национальный рынок, интернациональный рынок)
-по видам категории ценных бумаг (рынок акций, в том числе по их видам, облигаций)