double arrow

Причины инфляции в России в 90е годы 20 века. Кризис 1998 и инфляция. Антиинфляционная программа в РФ. Современная антиинфляционная политика (Семинар)


Социально-экономические последствия инфляции. Влияние инфляции на национальную экономику и международные экономические отношения (Семинар 2 часть). Измерение уровня инфляции. Таргетирование

Инфляция оказывает отрицательное влияние на экономику и общество в целом:

· Усиливает диспропорции в экономики – неравномерный рост цен на товары способствует переливу капитала из одних отраслей производства в другие, при этом подрываются стимулы подрываются стимулы к долгосрочным инвестициям, что ведет к росту безработицы, сдерживанию процесса накопления капитала, дизорганизации хозяйственных связей

· Создает условия для перелива капитала из производства в сферу обращения – возникает спекулитивная торговля, где капитал быстро оборачивается и приносит прибыль, инфляция приводит к обесцениванию всех форм промышленного капитала

· Искажает структуру потребительского спроса – рост цен пораждает стремление превратить деньги в реальные ценности – товары, независимо от потребности в них

· Инфляция нарушает емкость внутреннего рынка – снижается реальная заработная плата всех слоев населения (инфляционый налог), затрудняется сбыт товара, в результате сокращения платежеспособного спроса




· Нарушает функционирование денежно-кредитной системы – снижение покупательной способности денег приводит к сокращению объема денежных накоплений и тем самым к сокращению ресурсов финансово-кредитных учреждений, обостряется борьба за сферы привлечения и приложения капитала

· Инфляция отрицательно сказывается на международных экономических отношениях – обесценивание денег приводит к снижению конкурентоспособности фирм экспортеров и способствует ввозу товаров из-за рубежа, в поискат прибыльного приложения капитала происходит их отток за границу, в результате чего ухуджается платежный баланс страны

· Осложняется процесс государственного финансирования – стимулируется наполнение бюджета за счет эмиссии денежных знаков, при этом обесцениваются налоговые поступления в бюджет и обостряется проблема государственного долга

· Обостряется валютный кризис – различия в темпах инфляции между странами ведут к несоответствию между официальным и рыночным курсам валюты, инфляция способствует увеличению массы платежных средств

Базовыми показателями, которые ипользуют для измерения уровня инфляции служат индыксы цен. Подходы к индексам различаются:

ü Индекс оптовых цен – показывают изменения среднего уровня цен, реализации продукции промышленных, торговых и сельскохозяйственных предприятий

ü Индекс розничных цен – расчитываются либо как совокупный индекс цен на продукцию, продаваемую в розничной торговле, либо по корзине социально значимых товаров



ü Дефляторы ВНП – определяются по объему конечной продукции, которая формирует стоимость ВНП, в том числе по ценам на важнейшие товары покупаемые населением, оборудование и другие основные средства покупаемые фирмами, тарифам на услуги, оказываемые государственному сектору, а также внешне торговым ценам. Ценовые индиксы посмотреть которые сейчас

На протяжении с 90х годов 20 века сложилась определенная общая тенденция проводимой монитарной политики, тенденция к таргетированию различных экономических переменных, основных из которых считается – обменный курс валюты, номинальный уровень заработной платы, уровень инфляции. Само понятие таргетирование – целепологание, что в рамках экономики следует трактовать как установление целевого значения какого-либо из представленных выше показателей и дальшейшие действия монетарного управления по достижению указанных ориентиров. Например говоря о таргетировании валютного курса фактически подрузумивают введение жесткого регулирования обменного курса со стороны властей. Таргетирование инфляции предпологает публичное объявление целевых значений инфляции на определенную перспективу. Стабильность цен становится долгосрочной целью, другие ориентиры являются второстипенными, т.е. таргетирование нескольких переменных одновременно невозможно, т.к. методы используемые властями по приведению установленных показателей в реальность являются взаимоисключающие, несмотря на то, что все они имеют общую конечную цель – поддержание стабильности и сбалансированности макроэкономики. Основные элементы таргетирования инфляции:



· Институциональный выбор стабильности цен, как основной долгосрочной цели денежно-кредитной политики

· Введение плавающего валютного коридора

· Публичное объявление среднесрочных численных значений целевого уровня инфляции

· Прозрачность исполнения денежно-кредитной политики и планов денежных властей

Таргетирование инфляции – определение такого размера прироста денежного предложения, который стимулировал бы дополнительное товарное предложение без стимулирования при этом роста цен. Главный принцип механизма работы такого процесса заключается в том, что каждый раз, когда рост цен превышает намеченный уровень, процентные ставки должны быть подняты, т.е. таргетирование инфляции предпологает управление денежным рынком через процентные ставки

Требования к экономической системе, для перехода к инфляционному таргетированию:

· Умеренная инфляция

· Требование к структуре экономики

· Развитая финансовая система (развитость финансовых рынков, надежность банков)

· Высокая квалификация аналитиков и надежная статистика. Что такое инфляционное таргетирование в зоне евро? Как страны переходили на инфляционное таргетирование

3. Регулирование инфляции: антиинфляционная политика государства и денежные реформы, как основные формы стабилизации денежного обращения

Инфляция порождает в экономике целый комплекс негативных последствий, поэтому государству необходимо принимать меры направленные на ее предотвращение. К основным формам борьбы с инфляцией относится антиинфляционная политика и денежная реформа

Антиинфляционная политика – комплекс мер по государственному регулированию экономики, направленных на борьбу с инфляцией. В ответ на взаимодействие факторов инфляции спроса и инфляции издержек оформились две основные линии антиинфляционной политики: дефляционная политика (регулирование спроса) и политика доходов (регулирование издержек). Кроме того в настоящее время появилось новое направление антиинфляционной политики это конкурентное стимулирование производства

Дефляционная политика – методы, ограничения денежного спроса через денежно-кредитные и налоговые механизмы, путем снижения государственных расходов, повышения процентной ставки за кредит, усиление налогового пресса, ограничение денежной массы и др. Особенности заключаются в том, что она, как правило, вызывает замедление экономического роста и кризисных явлений в экономике

Политика доходов – параллельный контроль над ценами и заработной платой, путем полного их замораживания или установления пределов их роста. Особенность заключается в том, что замедление роста цен вызывает дефицит товара, рост цен сдерживается лишь на определенное время и с отменой ограничений он снова ускоряется

Варианты антиинфляционной политики выбираются в зависимости от приоритета, если ставиться цель – сдерживание экономического роста, то проводится дефляционная политика и наоборот

Конкурентное стимулирование производства – меры, направленные как на прямое стимулирование производства, путем значительного снижения налога на корпорации, так и на косвенное стимулирование сбережений населения путем снижения налога на доходы

«Шоковая терапия» - данная форма борьбы с инфляцией применяется при глапирующей инфляции. Суть в стимулировании развития рыночных отношений, свободном ценообразовании, отказы от регулирования цен. Побочный эффект это снижение жизненного уровня населения

Денежные реформы

Денежная реформа – радикальное устранение недостатков в денежной сфере, с целью упорядочения и укрепления денежной системы

Предпосылки, для успешного осуществления денежных реформ:

· Рост производства, способствующий увеличению объема предложения товаров и ограничивающий возможность роста цен

· Бездефицитность бюджета, позволяющая обойтись без использования денежной эмиссии и привлечения кредита, для покрытия расходов бюджета, благодаря чему происходит ограничение платежеспособного спроса и возможного его влияния на рост цен

· Наличие достаточных золотовалютных резервов, позволяющих поддерживать стабильность курса национальной валюты, а при необходимости использовать такие резервы для ввоза товара, увеличивать их предложение на рынке

Различают несколько видов денежных реформ:

ü Образование новой денежной системы – переход от биметаллизма к золотому монометаризму, создание новой денежной системы в связи с изменениями в государственном строе

ü Частичные изменения в денежной системе – изменение порядка эмиссии, обеспечение банкнот, масштабы цен, наименования денег

ü Относительная стабилизация денежного обращения, с целью преодоления инфляции, которой часто предшествует дефляция

Основные методы проведения денежных реформ:

· Нуллификация – аннулирование сильно обесцененной денежной единицы и введение новой

· Реставрация – восстановление прежнего золотого содержания денежной единицы

· Девальвация – понижение официального курса денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран

· Ревальвация – повышение официального курса денежной единицы по отношению к денежным единицам других стран

· Деноминации – укрупнение денежной системы (метод зачеркивания нулей)

По методам проведения денежные реформы делятся на 3 типа:

· Обмен бумажных денег по дефляционному курсу на новые деньги, с целью резкого уменьшения массы бумажных денег

· Временное (полное или частичное) замораживание банковских вкладов населения и предпринимателей

· Сочетание 1 и 2 типов, который получил название «шоковой терапии»

График инфляции по стране, график инфляции по России с 1990 по 2009 год + прогноз на перспективу







Сейчас читают про: