double arrow

Теория международной конкуренции М.Портера


В 80-х годах ХХ века американский экономист Майкл Портер изучил особенности внешней торговли 8 наиболее развитых стран мира и выявил наиболее существенные факторы, которые можно представить в виде ромба – детерминант конкурентных преимуществ. Страна обладает конкурентными преимуществами только тогда, когда обладает не одним, а всеми элементами ромба. Основными детерминантами конкурентных преимуществ нации являются:

1. Факторные условия – наделенность страны (фирмы) факторами производства (людскими, природными, материальными и др.). В отличие от классической школы М.Портер считает, что факторные условия могут меняться в современных условиях. В условиях НТР некоторые факторы производства, благодаря новейшим технологиям, могут воспроизводиться (например, земля, топливо). В качестве яркого примера можно привести ситуацию с биотопливом. В последние годы продовольственную проблему в мировом хозяйстве увязывают с подорожанием продовольствия, и в первую очередь – зерна. Последнее используется в качестве сырья для производства биотоплива. Различают биотопливо первого и второго поколения. Под биотопливом первого поколения принято понимать этанол, полученный из сельскохозяйственного сырья, например, кукурузы, сахарного тростника, рапса. Биотопливо второго поколения делается в основном из древесины, растений и разного рода отходов: от бытового мусора до навоза. Все технологии получения биотоплива очень затратны.




2. Условия спроса представлены тремя составляющими:

– структура внутреннего спроса;

– величина и характер внутреннего спроса;

– интернационализация внутреннего спроса.

3. Развитие родственных и вспомогательных отраслей. Высокое развитие смежных отраслей стимулирует и является базой для развития данной отрасли. Конкурентные преимущества, в конечном итоге, складываются у кластеров (взаимосвязанная группа родственных отраслей) смежных отраслей. Вспомогательные отрасли – это отрасли-поставщики, которые имеют связи с производителями при поставке комплектующих изделий, полуфабрикатов и т.д.

4.Стратегия фирмы, ее структура и конкуренты – наличие мотивации и эффективной структуры делает возможным создание и удержания конкурентного преимущества, а борьба с конкурентами стимулирует это.

Стратегия фирмы оживляет, реализует все предшествующие детерминанты. Насколько рационально управление фирмой, настолько структура фирмы соответствует национальному менталитету.

Кроме перечисленных детерминант на конкурентные преимущества нации может оказывать влияние государство, своей внутренней и протекционистской политикой. Государство может оказывать влияние на любую их детерминант, усиливая или ослабляя каждую из них и в целом, конкурентные преимущества нации. На каждую детерминанту могут оказывать влияние и так называемые «внешние факторы», или случайные события (например, войны, политические решения зарубежных правительств, изменение цен на ресурсы на мировых рынках и т.д.). Детерминанты образуют комплексную систему. Действуя друг на друга, детерминанты усиливают эффект друг друга, следовательно, усиливаются конкурентные преимущества.







Сейчас читают про: