Нетарифные барьеры в международной торговле

Кроме тарифных (экономических) барьеров, государство может использовать нетарифные методы для защиты внутреннего рынка. Большинство из них слабо отражено в статистике, т. к. плохо поддаются количественной оценке. Следует остановиться на измерении нетарифных методов. Для этого, как правило, используют один из следующих индексов:

– индекс частотности – индекс, показывающий долю тарифных позиций, покрытых нетарифными ограничениями. Обычно используется для определения уровня нетарифных ограничений, но не показывает относительную важность ограничения отдельных статей импорта и их эффективность для экономики.

– индекс покрытия торговли – показывает стоимостную долю экспорта или импорта, покрытую нетарифными ограничениями. Слабостью этого индекса является то, что он недооценивает влияние наиболее интенсивных нетарифных барьеров.

индекс воздействия на цены – соотношение цены мирового рынка и внутренней цены на товар, импорт или экспорт которого подвергается нетарифным ограничениям. Однако далеко не вся разница между внутренней и мировой ценой на товар зависит от нетарифных ограничений.

Обычно, с помощью этих индексов рассчитывается стоимость нетарифных барьеров в виде эквивалента адвалорной пошлины (например, в США при номинальном тарифе на импорт фруктов в 7 %, используемые, кроме того, нетарифные ограничения увеличивают внутреннюю цену на фрукты еще на 128 %).

На один и тот же товар может накладываться и пошлина и нетарифные барьеры. Пошлина всегда выполняет свою ограничительную функцию, а нетарифные барьеры начинают взиматься только при определенном количестве. Зачастую, применение нетарифных барьеров проще, чем высчитывание пошлин. Они практически не регулируются международными соглашениями, в отличие от пошлин, которые регулируются ВТО. Различают следующие группы нетарифных барьеров:

Количественные нетарифные ограничения – административная форма нетарифного государственного регулирования торгового оборота, определяющая количество и номенклатуру товаров, разрешенных к экспорту или импорту. Наиболее распространенными формами количественных ограничений являются:

1.Квотирование (контенгирование) – квота или контингент - количественная нетарифная мера ограничения экспорта или импорта товара определенной суммой или количеством на определенный промежуток времени. Различают:

– Экспортные квоты – вводятся в соответствии с международными стабилизационными соглашениями, которые устанавливают долю каждой страны в общем экспорте определенного товара (например, экспорт нефти из стран ОПЕК; с 1994 года в России существуют экспортные квоты на нефть, газ, цветные металлы, целлюлозу, этиловый спирт).

– Импортные квоты – вводятся национальным государством для
защиты местных производителей, достижения сбалансированного торгового баланса, регулирования спроса и предложения на внутреннем рынке, а так же как ответ на дискриминационную торговую
политику других государств. Импортная квота определяет строго ограниченное количество товара, разрешенное к импорту в данную страну.

2.Лицензирование – это регулирование внешнеэкономической деятельности через разрешения (лицензии), выдаваемые государством на экспорт или импорт товара в установленных количествах за определенный промежуток времени. Различают:

– разовые лицензии – письменное разрешение сроком до 1 года на
ввоз или вывоз, которые выдало правительство конкретной фирме на осуществление внешнеэкономической деятельности;

– генеральные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз того или
иного товара без ограничения количества;

– глобальные лицензии – разрешение на ввоз или вывоз товара в лю-
бую страну мира за определенной промежуток времени, без ограничения количества или стоимости;

– автоматические лицензии – разрешение, выдаваемое немедленно
после получения от экспортера или импортера заявки, которая не может быть отклонена государственными органами.

Механизм распределения лицензий может быть разным. Это и аукционы (конкурсная основа), система явных предпочтений (определенные фирмы) и др.

3. Добровольные экспортные ограничения – вводятся обычно под политическим давлением для того, чтобы не столкнуться с более жестким барьером. Наибольшее распространение добровольные экспортные ограничения получили во взаимной торговле США, Японии и стран Евросоюза. Так, Япония «добровольно» ограничивает свой экспорт автомобилей и стали в США, телевизоров – в Великобританию, Бельгию, Нидерланды и Люксембург, стали – в страны Евросоюза, ЮАР, Республику Корея.

Скрытые нетарифные барьеры. К скрытым методам торговой политики относят барьеры нетаможенного характера, которые воздвигаются на пути торговли органами государственной власти. Их очень много, около нескольких сотен. Самые популярные из них скрытые нетарифные барьеры, к числу которых относят:

– скрытые технические барьеры – национальные нормативы, нормы и стандарты построены так, что препятствуют ввозу товаров из-за рубежа. Национальные стандарты разнообразны во всех видах деятельности (качество, упаковка, маркировка, санитарно-гигиенические нормы, охрана окружающей среды и т.д.). В странах действуют Законы о защите прав потребителей. Характерным примером скрытых технических барьеров в нашей стране является ширина железнодорожной колеи. Известно, что в России, странах СНГ, Прибалтике, Финляндии и Монголии основная ширина колеи – 1520 мм, а Северной Америке, Европе и Китае – 1435мм;

– внутренние налоги сборы – налоги, накладываемые на импортные товары – налог на добавленную стоимость, акцизный налог, налог на продажу, сборы на таможенное оформление и т. д.;

– политика в рамках государственных закупок – скрытый метод торговой политики, исходящий от государственных органов и предлагающий предпринимателям покупать определенные товары только у национальных фирм, даже, несмотря на то, что эти товары могут быть дороже импортных.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: