Финансовые барьеры
Финансовые методы торговой политики используются для снижения стоимости экспортируемого товара и повышения его конкурентоспособности на мировом рынке. Различают:
– субсидии – денежные выплаты, направленные на поддержку национальных производителей и косвенную дискриминацию импорта.
По характеру выплат субсидии делятся на:
– прямые субсидии – непосредственные выплаты экспортеру после совершения им экспортной операции на сумму разницы его издержек и полученного им дохода;
– косвенные субсидии – скрытое дотирование экспортеров через предоставление льгот по уплате налогов, льготных условий страхования, займов и т. д.;
– внутренние субсидии - предусматривают бюджетное финансирование производства внутри страны товаров, конкурирующих с импортными товарами;
– экспортные субсидии – это бюджетные выплаты национальным экспортерам, позволяющие продавать товар иностранным покупателям по более низкой цене, чем на внутреннем рынке.
– демпинг – это метод финансовой нетарифной торговой политики, заключающийся в продвижении товара на внешний рынок за счет снижения экспортных цен, по сравнению с существующими ценами в этих странах. Различают:
– спорадический демпинг – это эпизодическая продажа по заниженным ценам;
– преднамеренный демпинг – это временное умышленное снижение цен;
– обратный демпинг – завышение цен на экспорт по сравнению с ценами продажи тех или иных товаров на внутреннем рынке (по цене ниже справедливой);
– взаимный демпинг – встречная торговля двух стран одним и тем же товаром по заниженным ценам.
Кроме перечисленных выше барьеров, к нетарифным барьерам относят экономическое эмбарго, то есть полный запрет на осуществление всех экономических операций с какой-либо страной, (США объявили в 1961 году эмбарго Кубе, которое сохраняется до настоящего времени). А так же, существенно ограничивает внешнюю торговлю - государственная монополия на внешнюю торговлю. Она представляет собой условие функционирования национальной экономики, при котором все внешнеэкономические операции имеет право осуществлять только один хозяйствующий субъект – государство (в 1918-1991гг. – государственная монополия на внешнюю торговлю существовала в России, СССР).
На мировых рынках процесс ценообразования имеет свои особенности, обусловленные внешнеэкономическими факторами, которые накладываются на внутристрановые. Национальные экспортеры должны учитывать не только внутренние (национальные) особенности, но и конкурентов на мировых рынках. В результате, процесс ценообразования в мировой торговле между хозяйствующими субъектами различных стран зависит:
– от условий конкурентной среды;
– от рыночной коньюктуры;
– от вида рынка.
В ценообразовании принято различать группы ценообразующих факторов, которые влияют на изменение цены в ту или иную сторону. Среди них:
– макроэкономические показатели (фаза цикла, AD и AS, инфляция);
– конкретно-экономические факторы (издержки, прибыль, налоги, потребительские свойства товара, наличие заменителей и т. д.);
– специфические факторы (сезонность, комплексность, гарантии и условия сервиса);
– внешнеэкономические факторы (государственное регулирование и валютный курс);
– военно-политические факторы.
Основной особенностью цен на мировых рынках является их множественность, то есть наличие ряда цен на один и тот же товар или товары одинакового качества в одной и той же сфере обращения на одинаковой транспортной базе. Поэтому один и тот же товар в различных сделках будет стоить по-разному. В мировой практике встречаются:
– цены по обычным коммерческим сделкам с платежом в СКВ;
– цены по клиринговым соглашениям;
– цены по программам в рамках государственной или гуманитарной помощи.
Термин «мировые цены» означает цены крупных импортно-экспортных операций, в наибольшей степени характеризующие состояние международной торговли конкретными товарами, а так же цены, складывающиеся в важнейших центрах мировой торговли. К категории мировых цен, с точки зрения их представительности для использования, в качестве основы рыночной цены при переговорах относят цены несвязанных (чистых) сделок, совершаемых регулярно, на достаточно большие (представительные) партии товаров, в крупных торговых центрах и с оплатой в СКВ.
Мировым ценам присущи следующие признаки, отличающие их от внутренних цен:
– регулярность, то есть относительная устойчивость и стабильность, в отличие от сделок, носящих случайный, эпизодический характер;
– раздельность коммерческого характера, то есть выделение отдельных операций с различными ценами по ним;
– открытость торгово-политического режима, в отличие от цен, устанавливаемых в рамках замкнутых экономических группировок и волатильность мировых цен;
– свободная конвертируемость валюты платежа.
В мировой практике принято различать две группы цен:
1. Цены на продукцию обрабатывающих отраслей. Мировые цены этого вида – это цена экспортеров, поставляющих на рынок подавляющую долю продукции. Причем, мировой рынок продукции обрабатывающих отраслей и особенно машиностроительного комплекса характеризуются неоднородностью мировых цен, которая усиливается под воздействием таких факторов как:
– количество производителей-экспортеров, имеющих большие различия в издержках и имидже;
– учет в мировой цене отдельных фаз жизненного цикла изделия: внедрение, зрелость, рост;
– степень универсальности машин и оборудования.
Как правило, цены на продукцию обрабатывающих отраслей представлены в виде удельных цен (стоимостей – unit value) или индексов.
2. Мировые цены на сырьевые товары. В группу сырьевых товаров включаются энергоресурсы, минеральное сырье, сельхозпродукты, удобрения, черные и цветные металлы. К особенностям ценообразования на них относят:
– соотношение спроса и предложения на соответствующих мировых рынках;
– в качестве мировых принимаются различное сочетание цен основных производителей или экспортеров (цены базовых рынков);
– роль межгосударственных картелей и ассоциаций производителей (например, страны ОПЕК).
Цены на продукцию сырьевых отраслей обычно выражены в абсолютных значениях, например, в долларах за тонну.
В практике ценообразования на мировых рынках встречаются следующие виды цен: расчетные, контрактные и публикуемые.
Расчетные цены – это цены, индивидуально определяемые фирмами-экспортерами на конкретные виды промышленных товаров в соответствии с различными методиками.
Эти цены применяются при заключении контрактов на поставку нестандартного оборудования, где нет возможности ориентироваться на налог, следовательно, цену надо рассчитывать.
Контрактные цены устанавливаются в процессе переговоров при заключении контракта. Виды контрактных цен различаются по степени их фиксации:
– твердая фиксированная цена. Устанавливается на дату подписания контракта и остается неизменной вплоть до его исполнения. Такие цены используются при незначительных сроках исполнения контрактов, и если в этот период не ожидается существенных скачков цен. Для продавцов эти цены выгодны в случае, когда тенденция цен на рынке направлена в сторону понижения;
– твердая фиксированная цена с возможностью последующей корректировки. Так же, как и в первом случае, цена фиксируется в контракте, однако, при этом оговариваются условия ее корректировки. Например, если цены на рынке в период выполнения контракта повысятся или понизятся более чем на 5 %.
– цена с последующей фиксацией в контракте. Устанавливаются принцип определения цен, а так же используемые источники ценовой информации и дата, на которую цены фиксируются.
Эти цены используются в случае, если в период выполнения контракта на рынке предполагается сильное повышения цен, которое трудно оценить заранее с приемлемой точностью.
– скользящая цена – это цена, которая рассчитывается по принятой в контракте формуле, состоящей из двух частей. Первая часть формулы – это базовая цена, аналогичная по смыслу твердой фиксированной цене. Вторая часть имеет структуру ресурсной модели, отражающей соотношение долей основных издержек на производство товаров. Такие цены используются при поставке сложных и уникальных товаров, имеющих длительный цикл изготовления.
– смешанная цена – это такая цена, в которой одна часть является твердой фиксированной ценой, а другая - скользящей ценой.
Для изучения динамики и уровня мировых цен необходимо знать основные источники сведений об этих ценах. Существуют следующие виды публикуемых или публичных цен:
– справочные цены. К ним относят цены оптовой или внешней торговли, публикуемые в газетах, журналах, специальных бюллетенях, экспортных прейскурантах. Это не цены конкретных сделок, а часто цены, запрашиваемые продавцами. В процессе заключения сделок уровень реальных цен может оказаться ниже. Тем не менее, изучение справочных цен важно с точки зрения анализа тенденций мировых цен на те или иные товары;
– цены статистики внешней торговли. Они отражают цены реальных сделок и подсчитываются путем деления стоимости экспорта или импорта отдельных товаров на их количество. Особенность цен статистик внешней торговли в том, что они не показывают цены конкретных товаров, так как в одну товарную позицию включаются однородные, но различные по своим техническим характеристикам и качеству товары (легковые автомобили, различные нефтепродукты и т. д.). Но эти цены достаточно правильно характеризуют динамику внешнеторговых цен. На их базе рассчитываются публикуемые в национальной статистике индексы средних фактических цен;
– биржевые котировки отражают реальные цены сделок на бирже;
– цены аукционов показывают реальные цены сделок на аукционах;
– цены фактических сделок и контрактов публикуются очень редко и поэтому не могут быть важным источником сведений о мировых ценах.
Учитывая, что в современном мировом хозяйстве ТНК являются основными субъектами мирового хозяйства и контролируют 2/3 международной торговли, внутрифирменная торговля ТНК (около 40 %) осуществляется не по обычным ценам, а по особым трансфертным ценам, которые, как правило, на 20 – 30 % ниже мировых. Они формируются исходя из внутрифирменной политики ТНК.