Теория промышленного штандорта А. Вебера

Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта.

Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена.

Сущность данной теории заключается в следующем: на основе критерии минимизации транспортных затрат оптимизируется схема размещения сельскохозяйственного производства как система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг так называемого города (центр переработки, место отгрузки, продажи)

r


Введем следующие обозначения:

· Сельскохозяйственные культуры 1 и 2;

· Объем производства культур: V1 и V2;

· Доходность на единицу продукции: m1 и m2 (руб./Т);

· Транспортный тариф: t (руб./Т/км);

· Расстояние о города до границы раздела: r (км).

Тогда оптимальное расстояние rкр от центра города до раздела, разграничивающего посевы двух смежных культур, можно найти из уравнения безразличия (равенство разностей между доходом и издержками, в данном случае – транспортными затратами) следующим образом:

m1*V1-rкр*t*V1=m2*V2-rкр*t*V2,

rкр=V1*m1-V2*m2/t*(V1-V2)

Впоследствии Й. Тюнен используя теорию представил уравнение для определения дифференциальной ренты.

Данный метод называют также метод весового или локационного многоугольника. Сущность теории промышленного предприятия В. Лаунхартда заключается в методике нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Основным критерием является минимизация транспортных издержек.

Схема размещения пунктов расположения сырья и пунктов потребления продукции:

S3 (уголь)
r3
S3
M
r1
r3
S1
S2
С (потребление металла)
В (уголь)
Введем следующие обозначения:

А (руда)


Введем следующие обозначения:

А- пункт добычи руды;

В – пункт добычи угля;

С – пункт потребления металла;

а - расход руды на 1 тонну металла;

в – расход угля на 1 тонну металла;

t – Транспортный тариф на 1 тонну металла.

Определив точку с минимальными транспортными расходами, можем выбирать оптимальное местоположение пункта переработки руды, то есть пункт размещения промышленного предприятия. Можно рассчитать транспортные затраты в зависимости от места размещения пункта:

· В точке «А» З=(в*S3+S1)*t;

· В точке «В» З=(в*S3+S2)*t;

· В точке «С» З=(в*S1+s2)*t;

· В точке «М» З=(a*r1+b*r2+r3)*t.

Выбираем затраты минимальные.

Сущность данной теории заключается в том, что это уже не простейшая, а многофакторная модель и критерием является минимизация общих производственных издержек, а не только транспортных.

Вебер рассматривает 3 основных фактора:

1. транспортные издержки

2. издержки на рабочую силу;

3. все остальные условия рассматриваются как агломерация

1. Транспортная ориентация

Для нахождения оптимального размещения промышленного предприятия с точки зрения минимизации транспортных издержек Вебер использовал многоугольник Лаунхардта. Но для упрощения расчета ввел такие понятия как материальный индекс (Iм) и штандортный вес (Qш). Производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, с незначительным – к центру потребления.

2. Рабочая ориентация

Определяется пункт с наиболее низкими издержками на рабочую силу. Перемещение из транспортного штандорта в рабочий пункт может быть в том случае, если экономия на рабочих издержках перекрывает перерасход в транспортных издержках из-за перемещения производства.

Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния вышеуказанных факторов Вебер прибегает к построению изодопан – линий, соединяющих одинаковые отклонения транспортных издержек при возможных перемещения промышленного штандорта.

Причем, изодопана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках называется критической изодопаной.

3. Агломерационная ориентация

Чаще всего агломерация выражается в концентрации производства за счет поглощения или переориентации уже существующих производств. Анализ влияния агломерационных факторов заключается в оценке эффекта экономии за счет укрупнения производства. Слияние мелкого производства с более крупным целесообразно, если экономия от этого больше транспортных перерасходов из-за переноса мелкого производства. В данном случае вводится понятие «индекс сбережений», то есть уменьшение удельных издержек производства при росте объема производства или при специализации и кооперации труда.

Для определения конкретного места размещения вокруг «транспортных пунктов» проводятся агломерационные и «рабочие» изодопаны, среди которых выделяются критические.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: