Рациональный штандорт промышленного предприятия В. Лаунхардта.
Теория сельскохозяйственного штандорта Й. Тюнена.
Сущность данной теории заключается в следующем: на основе критерии минимизации транспортных затрат оптимизируется схема размещения сельскохозяйственного производства как система концентрических кругов (поясов) разного диаметра вокруг так называемого города (центр переработки, место отгрузки, продажи)
r |
Введем следующие обозначения:
· Сельскохозяйственные культуры 1 и 2;
· Объем производства культур: V1 и V2;
· Доходность на единицу продукции: m1 и m2 (руб./Т);
· Транспортный тариф: t (руб./Т/км);
· Расстояние о города до границы раздела: r (км).
Тогда оптимальное расстояние rкр от центра города до раздела, разграничивающего посевы двух смежных культур, можно найти из уравнения безразличия (равенство разностей между доходом и издержками, в данном случае – транспортными затратами) следующим образом:
m1*V1-rкр*t*V1=m2*V2-rкр*t*V2,
|
|
rкр=V1*m1-V2*m2/t*(V1-V2)
Впоследствии Й. Тюнен используя теорию представил уравнение для определения дифференциальной ренты.
Данный метод называют также метод весового или локационного многоугольника. Сущность теории промышленного предприятия В. Лаунхартда заключается в методике нахождения пункта оптимального размещения отдельного промышленного предприятия относительно источников сырья и рынков сбыта продукции. Основным критерием является минимизация транспортных издержек.
Схема размещения пунктов расположения сырья и пунктов потребления продукции:
S3 (уголь) |
r3 |
S3 |
M |
r1 |
r3 |
S1 |
S2 |
С (потребление металла) |
В (уголь) |
А (руда) |
Введем следующие обозначения:
А- пункт добычи руды;
В – пункт добычи угля;
С – пункт потребления металла;
а - расход руды на 1 тонну металла;
в – расход угля на 1 тонну металла;
t – Транспортный тариф на 1 тонну металла.
Определив точку с минимальными транспортными расходами, можем выбирать оптимальное местоположение пункта переработки руды, то есть пункт размещения промышленного предприятия. Можно рассчитать транспортные затраты в зависимости от места размещения пункта:
· В точке «А» З=(в*S3+S1)*t;
· В точке «В» З=(в*S3+S2)*t;
· В точке «С» З=(в*S1+s2)*t;
· В точке «М» З=(a*r1+b*r2+r3)*t.
Выбираем затраты минимальные.
Сущность данной теории заключается в том, что это уже не простейшая, а многофакторная модель и критерием является минимизация общих производственных издержек, а не только транспортных.
Вебер рассматривает 3 основных фактора:
1. транспортные издержки
|
|
2. издержки на рабочую силу;
3. все остальные условия рассматриваются как агломерация
1. Транспортная ориентация
Для нахождения оптимального размещения промышленного предприятия с точки зрения минимизации транспортных издержек Вебер использовал многоугольник Лаунхардта. Но для упрощения расчета ввел такие понятия как материальный индекс (Iм) и штандортный вес (Qш). Производства с высоким материальным индексом тяготеют к пунктам производства сырья и материалов, с незначительным – к центру потребления.
2. Рабочая ориентация
Определяется пункт с наиболее низкими издержками на рабочую силу. Перемещение из транспортного штандорта в рабочий пункт может быть в том случае, если экономия на рабочих издержках перекрывает перерасход в транспортных издержках из-за перемещения производства.
Для определения промышленного штандорта с учетом совместного влияния вышеуказанных факторов Вебер прибегает к построению изодопан – линий, соединяющих одинаковые отклонения транспортных издержек при возможных перемещения промышленного штандорта.
Причем, изодопана, соединяющая точки, в которых отклонения транспортных издержек равны экономии на рабочих издержках называется критической изодопаной.
3. Агломерационная ориентация
Чаще всего агломерация выражается в концентрации производства за счет поглощения или переориентации уже существующих производств. Анализ влияния агломерационных факторов заключается в оценке эффекта экономии за счет укрупнения производства. Слияние мелкого производства с более крупным целесообразно, если экономия от этого больше транспортных перерасходов из-за переноса мелкого производства. В данном случае вводится понятие «индекс сбережений», то есть уменьшение удельных издержек производства при росте объема производства или при специализации и кооперации труда.
Для определения конкретного места размещения вокруг «транспортных пунктов» проводятся агломерационные и «рабочие» изодопаны, среди которых выделяются критические.