Неотомізм

Герменевтика.

Герменевтика – искусство и теория истолкования текстов. В др.греч.философии – иск-во понимания, толкования; у неоплатоников – интерпретация произв. др.поэтов; у христ. писателей – иск-во толкования Библии. Общефилософская проблема Г. была поставлена в раннем нем.романтизме Шлегелем и разработана Шлейемахером, который был протестантским теологом и филологом-классиком одновременно.

Как метод собственно историч. интерпретации Г. разрабатывалась далее в т.н. историч. школе(Ранке, Дройзен, особенно Дильтей). Дильтей определяет Г. как «искусство понимания письменно фиксированных жизненных проявлений». Основой Г. Дильтей считает понимающую психологию – непосредств. постижение целостности душевно-духовной жизни. Однако при психологич. подходе к реальности душевной жизни индивидуальности предстают как изолированные миры, и взаимопроникновение их невозможно. В этой связи осн.проблема Г. формулируется Дельтеем так: «Как может индивидуальность сделать предметом общезначимого объективного познания чувственно данное проявление чужой индивидуальной жизни?». Необходимость общезначимости познания требует выхода за пределы психологич.трактовки индивидуальности, и по этому пути пошла феноменология. Анализируя «чистое сознание» Гуссерль выделил в нём несознаваемый фон интенциональных актов сознания, тот «нетематич. горизонт», который даёт некоторое «предварит. знание» о предмете. Горизонты отдельных предметов сливаются в единый тотальный горизонт, который Гуссерль назвал «жизненным миром» и который делает возможным взаимопонимания индивидов; при любом исследовании далёкой от нас культуры необходимо прежде всего реконструировать «горизонт», «жизненный мир» этой культуры, в соотнесении с которым мы только и можем понять смысл отд. её памятников.

В № 53

Неотомизм – философская школа в католицизме, походящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом в развитии томизма. Наиболее известные представители – Жильсон, Маритен. Н. – одно из наиболее влиятельных течений в совр. буржуазной философии, располагающее многочисленными институтами, журналами в ряде стран Европы и Америки. Н. резко противостоит как материализму, так и субъективному идеализму. Он претендует на универсализм, объединение в целостном синтезе веры и разума, умозрения и эмпирии, созерцательности и практицизма, индивидуализма и соборности. Н. философия явл. служанкой богословия. Осн. задача – в рациональном раскрытии и оправдании истин теологии. Мир сотворен Богом и иерархически расчленен на ряд ступеней. В основе онтологии Н. – учение об акте и потенции, согласно к-рому процессы возникновения тех или иных вещей или явлений трактуются как осуществление, актуализация потенций. Основу натурфилософии Н. составляет гилеморфизм -–восходящее к аристотелизму учение о форме и материи, согласно которому материя является чисто пассивным началом и приобретает определенный вид благодаря нематериальной форме. Высшая форма не связана с материей. Она создает и первичную материю, и все конкретное многообразие форм. Этой высшей формой явл. Бог. Неотомисты активно выступают против диалектического и исторического материализма.

В № 54


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: