Марксизм

Основатели: Маркс («Капитал») и Энгельс (Происхождение семьи, частной собственности и гос-ва). Марксизм состоит из 3-х частей: 1. Философия (диамат, истмат); 2. Политэкономия; 3. Научный коммунизм. Главной заслугой Маркса было создание науки об обществе, что стало возможным благодаря открытию эконом. законов функционирования общества и признание этих законов доминирующими. Прежде чем заниматься чем-либо, люди должны пить, есть, одеваться и т.д. В процессе производства материальных благ с целью удовлетворения первичных потребностей, люди вступают в производственные отношения. Эти отношения образуют эконом. структуру общества – базис, на который надстраивается суперструктура в виде надстроек (отношений). Совокупность общ. отношений образуют способ производства. Он специфичен для каждой эпохи и характеризует их как общественно-экономическую формацию (ОЭФ). ОЭФ сменяются под воздействием изменений в экономических и идеологических отношениях. Эти изменения подчиняются основному закону строгой необходимости, закону неравномерного развития или несоответствия между уровнем развития производительных сил и характером и уровнем производственных отношений. Люди, вступая в произв. отношения, не в силах их изменить. Главной сущностью этих законов явл. противоречивость, тоесть диалектичность. Историей движет противоречие. В сфере экономики оно между производительными силами и производственными отношениями, а в отношениях - между людьми в виде классовой борьбы. Последней ступеней развития ОЭФ явл. коммунизм. Замена ОЭФ на социалистическую подготавливается самим капитализмом.

В№57

В русск. космизме – 3 теч.: ест.-научное (Верн., Циолк.), религ.-фил. (Федоров, Соловьев, Бердяев), поэт.-худож. (Одоевский, Сухово-Коб.). Осн. проблемы космизма: связь чел. сознания (души) и космоса, множество разумных миров и единство всех слоев бытия, целостность восприятия мира и пробл. понимания и др. Основатель - Н. Федоров. Осн. труд - "Фил-я общего дела". Основные вопросы - людская разобщенность и невозможность забыть тех, кто ушел. Истоки чел. бытия коренятся во Вселенной. Ч-к - вершина эволюции, но и ущербен, т.к. смертен. Счастье невозможно до тех пор, пока господствуют разрушит. процессы и люди разобщены друг с другом. Смерть - высш. проявл. разруш. Устранив смерть, ч-к победит зло. Причина зла - неравномерн. нравств. и НТ прогресса. Нужно продлить жизнь. Ч-к должен стать спасителем мира. Основа морали - ответственность человека перед предыдущими и будущими поколениями.

Соловьев (1853-1900). Общественно-истор задача ф - спасение челов и человечества. Из добра он выводит понятие Бога. Далее философия любви как высшее понятие нравственности. Высшая форма любви - божественная.

Материальный мир находится в хаотическом состоянии. Челов является центром всеобщего сознания природы. Его роль - роль освободителя и спасителя прир. Человечество - посредник между прир и божеством.

Бердяев

Человек стоит в одном ряду с Богом, творчеством, духом. Человек есть микрокосм и микротеос, по подобию Бога, потому он существо беспредельное, свободное и творческое. В то же время он сущ-во природное и ограниченное. Отсюда отличие личность есть категория духовно-религиозная, индивид – натуралистически - биологическая, часть природы и общ. Становл. ч-ка Б. поним. как прибл. к богочеловеку, единение с Богом. Бог есть смысл и истина мира и духа. В богословии тоже заключено рабство в виде идолопоклонничества, отношении к Богу как к Господу. Разрешение проблемы дуализма ч-ка возможно лишь в царстве Божьем.

Осн. формы познания - мистич. опыт, интеллект. интуиция, религ. откровение. Фил. антропология - в центре рассужд. Внимание ф. должно быть обр. к личности, а не к абстр. ч-ку.

В № 58

В первой половине XIX в. в Украине распространились разнообразные формы идеалистической мысли. Особо следует отметить пропагандиста идей Фихте и Шеллинга в Украи­не, профессора философии Харьковского университета И.Е.Шада, кото­рый приехал в Харьков из Германии и издал здесь два больших фило­софских труда "Чистая и прикладная логика" и "Естественное право.

Из демократических мыслителей второй половины XIX а. целесооб­разно рассмотреть философские взгляды так называемых "громадовцев''. Радикально-демократические деятели громад развивали материализм и диалектику. Выдающимися представителями громад были А.А.Потебня и М.П.Драгоманов.

При изучении взглядов "громадовцев" и украинских революционных демократов 1.Я.Франко, Л.Украинка, ".Коцю­ бинский следует учесть, что отсутствие в украинском об­ществе гражданских свобод /в том числе свободы слова/ определило за художественной литературой функцию выражения философских и об­щественных суждений. Возник беспрецедентный синтез политики, идео­логии. искусства и философии. Украинская художественная культура во все эпохи несла огромный идейно-политический груз. Революцион­ные демократы - это писатели, поэты, литературные критики, исполь­зующие художественную литературу в качестве трибуны для выражения демократических идей. Украинские революционеры-демократы высту­пали против социологических идей мальтузианства, социал-дарвиниз­ма, расизма.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: