Концепции издержек производства

Лекция 10 Тема: ИЗДЕРЖКИ ПРОИЗВОДСТВА ФИРМЫ. ТЕОРИЯ ИЗДЕРЖЕК

Темы для экономического анализа, рефератов, кроссвордов и эссе

Обратитесь к статистике

1. Ознакомьтесь с ошибками менеджмента на семейных предприятиях в ФРГ (1999 г.):

несвоевременный выход на рынок – 61 %;

устарелость – 42 %;

«битвы» преемников – 38 %;

болезнь – 28 %;

распри по наследству – 13 %;

смерть – 9 %.

О чем свидетельствуют эти цифры?

Напишите реферат на выбранную тему

Границы рыночных отношений (теоремы А. Смита и К. Роуза).

Трансакционные издержки: сущность, причины существования, методы снижения.

Сочините экономическое эссе на одну из тем

1. «Корпорация – хитроумное изобретение для получения личной прибыли без личной ответственности» (А. Бирс, писатель).

2 «Деньги для бизнеса – то же, что вода для растений» (Г. Менкью).

Лекция посвящена изучению и анализу издержек фирмы. В лекции рассматриваются:

• концепции издержек производства;

• классификация издержек производства;

• бухгалтерский и экономический подходы к определению издержек;

• издержки в краткосрочном и долгосрочном периодах.

В предыдущих лекциях говорилось, что если покупателя при покупке товара интересует прежде всего его полезность, то продавца беспокоят издержки производства. Издержки – главный фактор, влияющий на объем предложения. Поэтому, прежде чем принять решение о том, сколько произвести, фирма должна проанализировать издержки.

Издержки – это оплата приобретенных факторов производства.

Эта бесспорная истина разными экономистами рассматривается с разных позиций и с разными целями.

Классики политэкономии А. Смит и Д. Рикардо определяли издержки как средние общественные затраты на единицу продукции на среднем предприятии или как среднюю величину от затрат на всех предприятиях отрасли.

К. Маркс связывал изучение издержек со стремлением исследовать особенности эксплуатации наемного труда, которые отражены в стоимости, а следовательно, в издержках.

Чтобы произвести товар, считал Маркс, общество должно затратить как живой труд (необходимый и прибавочный), так и овеществленный, выраженный в стоимости оборудования, сырья, топлива и т. д.

Эти затраты труда образуют стоимость товара, которую он назвал издержками общества.

Денежной выручкой после реализации товара капиталист покрывает затраты на оборудование, сырье, топливо, энергию и оплату необходимого труда. Прибавочный труд он не оплачивает.

Значит, затраты, которые понес капиталист, т. е. его издержки производства, меньше издержек общества (стоимости товара) на величину неоплаченного прибавочного труда. Именно он является источником прибыли. Следовательно, у Маркса прибыль находится за пределами издержек.

Кроме издержек производства Маркс выделял издержки обращения, т. е. затраты, связанные с процессом реализации товара. В образовании стоимости товара принимают участие не все издержки обращения, а лишь та их часть, которая является производительной, т. е. представляет собой продолжение процесса производства в сфере обращения (транспортировка, хранение, упаковка и т. п.).

Следовательно, у Маркса не все издержки являются ценообразу-ющими.

В отличие от К. Маркса экономисты других школ рассматривают издержки с точки зрения хозяйственника.

Они полагают, что предприниматель от всех без исключения издержек ждет дохода. На этом основании они включают в издержки прибыль предпринимателя, оценивая ее как плату за риск.

Рассмотрим некоторые из этих концепций.

Маржиналисты (Менгер) рассматривают издержки как психологическое явление, основанное на предельной полезности. По их мнению, сумма (издержки), уплачиваемая фирмой за факторы производства, определяется предельной полезностью, которой издержки обладают с точки зрения продавца.

Австрийская школа (Ф. Визер) разработала субъективную теорию издержек альтернативных возможностей, согласно которой действительные издержки производства данного товара равны наивысшей полезности тех благ, которые общество могло бы получить, если бы по-другому использовало затраченные производственные ресурсы.

В институциональной теории (Дж. Кларк, Дж. Гобсон) подробно исследованы накладные издержки и введено понятие «человеческие издержки», которые измеряются качеством трудовых условий и способностями работников.

Представители неоинституционализма (Р. Коуз, К. Эрроу) разработали теорию трансакционных издержек, которые относятся главным образом к сфере обращения.

Вывод. В марксистской теории издержек упор делается на их различиях по социально-экономическому признаку: издержки общества отражают затраты труда общества; издержки предприятия (фирмы) – затраты капитала. Разница между ними образует прибавочную стоимость, безвозмездно присваиваемую капиталистами. Остальные концепции абстрагируются от социально-экономического содержания издержек и рассматривают их с чисто прикладных (хозяйственных) позиций.

10.2. Классификация издержек производства[2]

В экономической литературе понятия «издержки» и «затраты» иногда отождествляются. Однако, строго говоря, между ними существует различие. Термин «затраты» (inputs) означает расходы на производство материальных, природных, трудовых, информационных и прочих ресурсов. Термин «издержки» (costs) – это не просто затраты, а затраты ресурсов, принявших на рынке стоимостную форму.

В зарубежной литературе описывается сложная система издержек и разные подходы к ее классификации.

В соответствии с первым подходом в зависимости от метода оценки затрат различают бухгалтерские и экономические издержки. Экономист подходит к измерению издержек иначе, чем бухгалтер. Бухгалтер регистрирует фактические денежные расходы, его цель – составление бухгалтерского баланса и отчета, отражающих свершившиеся операции. Его взгляд обращен в прошлое. Значит, бухгалтерские издержки – это фактический расход факторов производства на изготовление определенного количества продукции по ценам их приобретения. В отличие от бухгалтера экономист смотрит в будущее, его интересуют затраты, которые потребуются в дальнейшем в связи с тем или иным решением. Дело в том, что одни и те же ресурсы можно использовать в различных альтернативных целях. Поэтому имеются затраты упущенных возможностей, или альтернативные издержки. Например, организуя производство холодильников, предприниматель упускает возможность производить автомобили и выгоды, с этим связанные.

Альтернативные издержки – это та сумма денег, которую можно получить при наиболее выгодном из всех возможных способов использования ресурсов.

Когда рассматриваются упущенные частные выгоды, то применяется понятие частных альтернативных издержек. Когда используется более широкий диапазон упущенных выгод (например, при международной торговле), то применяется понятие общественных альтернативных издержек.

В соответствии со вторым подходом с точки зрения поступления средств альтернативные издержки делятся на внешние и внутренние (явные и неявные).

Внешние (явные) издержки – это альтернативные затраты фирмы на приобретение сырья, оборудования, транспорта, энергии «со стороны», т. е. у поставщиков, не входящих в состав предприятия, которых фирма выбирает из множества других. Эти издержки отражаются в бухгалтерской отчетности.

Внутренние (неявные) издержки – это альтернативные издержки на собственный и самостоятельно используемый ресурс.

Например, часть выращенного урожая зерна фирма использует на засев своих земельных площадей. Такое зерно фирма использует для своих внутренних нужд и его не оплачивает и тем самым упускает возможность его продать и получить прибыль. Таким образом, неявные издержки представляют собой потерю дохода, который мог бы быть получен при продаже ресурсов фирмы. Одним из элементов внутренних издержек является нормальная прибыль предпринимателя как вознаграждение за трудовые функции.

Другими словами, экономические вмененные издержки включают упущенную ренту с принадлежащей фирме земли, упущенный процент на вложенный в оборудование капитал и упущенную заработную плату работающих в фирме ее собственников (если они не получают заработную плату как ее служащие).

Экономисты и бухгалтеры по-разному понимают не только термин «издержки», но и термин «прибыль».

Бухгалтерская прибыль представляет собой общую выручку фирмы за вычетом внешних издержек.

Экономическая прибыль – это общая выручка за вычетом всех издержек (внешних и внутренних, включая в последние и нормальную прибыль предприятия).

Экономическая прибыль не входит в издержки, так как это доход, полученный сверх нормальной прибыли, необходимой для сохранения интереса предпринимателя к данной отрасли.

В соответствии с третьим подходом в зависимости от влияния на них увеличения объемов производства издержки делятся на постоянные и переменные.

Постоянные издержки FC (fixed cost) – это те, которые не зависят от объема производства.

К ним относятся отчисления на амортизацию зданий и сооружений, рентные платежи, административно-управленческие расходы и т. д. Эти затраты должны быть оплачены даже в случае остановки предприятия.

Переменные издержки VC (variable cost) – это расходы, которые зависят от количества производимой продукции. Они состоят из затрат на сырье, материалы, заработную плату и т. п. По мере роста объема производства они возрастают.

Деление издержек на постоянные и переменные условно и зависит от периода, за который проводится анализ. Так, для длительного периода все издержки являются переменными, ибо за большой срок все оборудование может быть заменено (куплен новый или продан старый завод и т. п.).

Сумма постоянных и переменных издержек образует валовые, или общие, издержки ТС (total cost): ТС = FC + VC. Валовые, переменные и постоянные издержки можно представить графически (рис. 10.1).

Рис. 10.1. Виды издержек фирмы

В соответствии с четвертым подходом для измерения издержек на производство единицы продукции используются категории средних общих АТС (average total cost), средних постоянных AFC (average fixed cost) и средних переменных издержек AVC (average variable cost).

Средние постоянные издержки определяются делением общих постоянных издержек на количество произведенной продукции:

Средние переменные издержки образуются делением общих переменных издержек на количество произведенной продукции:

Средние общие издержки равны частному от деления общих на количество произведенной продукции:

Их можно представить графически (рис. 10.2).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: