Функции рынка
1) информационная - о меняющихся ценах и кредитных ставках под влиянием изменений на рынке количества, ассортимента и качества товаров и услуг. Информация в обобщенном виде по всему хозяйственному пространству позволяет каждому хозяйствующему субъекту сверять свое производство с меняющимися условиями рынка.
2) посредническая - связанная с налаживанием взаимоотношений продавцов и покупателей по различным параметрам. При нормальных рыночных отношениях с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора лучшего, с его позиций, поставщика, а продавец имеет возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.
3) ценообразующая - на рынке основой цены являются общественно необходимые затраты. Каждое предприятие имеет на продукцию одного назначения различные материальные и трудовые затраты. Поэтому цена является фактором, определяющим целесообразность производства продукции и оказания услуг.
4) регулирующая - это важнейшая функция, поскольку рынок дает ответ на вопросы: что, как и для кого производить. Особая роль в осуществлении этой функции принадлежит конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат, рост производительности труда, внедрение прогрессивных технологий, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция регулирует перелив капитала и заставляет направлять его в наиболее перспективные отрасли, тем самым меняя структуру экономики.
|
|
5) санирующая - конкуренция на рынке заставляет освобождаться от экономически неустойчивых предприятий и способствует развитию тех предприятий, где развито предпринимательство и эффективно ведется хозяйственная деятельность.
Структура рынка. В структуре объектов внутреннего рынка выделяют следующие основные группы рынков:
· средств производства и производственных видов деятельности;
· потребительских товаров, услуг;
· рабочей силы;
· ценных бумаг, валюты;
· информации;
· недвижимости.
Рынок классифицируется также по географическому положению, характеру продаж и другим факторам.
Субъекты рынка. Рынок является местом действия трех основных экономических субъектов, вступающих в товарно-денежные отношения посредством купли-продажи:
· государство;
· предприятия;
· домашние хозяйства.
Вопросы для самоконтроля
1. Какие существуют социально-экономические условия возникновения обмена?
2. Какие проблемы решает рынок?
3. Что такое конкуренция и каковы предпосылки ее возникновения?
4. Назовите сильные и слабые стороны рынка.
5. Какие основные типы рынков выделяют?
6. Какие выделяют основные функции и группы рынков?