ФОРМИРОВАНИЯ ПОТРЕБИТЕЛЬСКОГО РЫНКА
Тема 3. ПОТРЕБНОСТИ - ИСХОДНАЯ ПРЕДПОСЫЛКА
Потребности человека порождены самой его организацией как социально-биологического существа, поскольку без непрерывного удовлетворения разнообразных потребностей жизнедеятельность человека невозможна. Первоосновой, побуждающей человека к деятельности, является удовлетворение той или иной потребности.
Существуют различные классификации потребностей. Например, всемирно известный американский социальный психолог Абрахам Маслоу из всего разнообразия потребностей выделяет 5 основных и располагает их в виде строгой иерархической структуры:
Само-
выражения
Уважения
Социальные
Физиологические
Безопасности и защищенности
По его теории, прежде чем потребность следующего уровня станет наиболее мощным фактором в поведении человека, должна быть удовлетворена потребность более низкого уровня. А поскольку с развитием человека как личности расширяются его потенциальные возможности, то расширяется и круг его потребностей. Поэтому потребности человека не могут быть удовлетворены полностью.
|
|
К. Маркс, классифицируя потребности по их функциональному назначению, разделял их:
· на физические;
· интеллектуальные;
· социальные.
От удовлетворения физических потребностей зависит жизнедеятельность человека, как биологического существа. Иными словами, физические потребности являются самыми насущными.
Потребности как система характеризуются единством личных и производственных экономических потребностей, при котором личные потребности являются целью общественного производства, а производственные экономические потребности - средством ее достижения.
С позиций концепции маркетинга заслуживает внимания определение потребности, данное Филиппом Котлером:
Потребности - нужда, т.е. ощущаемый человеком недостаток чего-либо, принявший специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.
Потребности - все физические и духовные человеческие чувства, нужды, которые удовлетворяются при помощи товаров и услуг.
Потребности - сложная, многогранная категория. Их подробное исследование является предметом маркетинга. Нам же надо иметь в виду, что возможности удовлетворять потребности в каждом обществе различны. Страны располагают определенным потенциалом, который определяется наличием доступных природных и производственных материальных благ и способностями рабочей силы. Поэтому перед каждым обществом стоит задача обеспечить рациональное использование имеющихся природных и материальных ресурсов, рабочей силы и управленческих способностей для производства товаров и услуг в целях обеспечения наиболее полного удовлетворения потребностей.
|
|
Ограниченность ресурсов в обществах не позволяет достичь идеального удовлетворения потребностей. Непреложным является тот факт, что совокупность всех потребностей превышает производственные возможности всех ресурсов.
Несоответствие между безграничными, в принципе, потребностями и относительной ограниченностью товаров и услуг порождает потребность хозяйствовать.
Хозяйствование представляет собой решение вопроса: какие средства направлять на удовлетворение определенных потребностей и при этом охватывает все планомерные действия по снижению нехватки товаров.
Ограниченность средств по бюджетам заставляет человека, хозяйствующие субъекты и государство принимать решения относительно того, какие товары приобрести, а от каких отказаться.