double arrow

Торговое предприятие


Диалектический метод познания предполагает выделение в объекте исследования - сфере обращения - первичного элемента. Его изучение позволяет, применяя метод научной абстракции, осмыслить логику развития всего объекта как составной части экономической системы. Таким первичным элементом можно считать торговое предприятие.

Торговое предприятие - основное звено сферы обращения, обладающее хозяйственной и юридической самостоятельностью, осуществляющее продвижение товаров от производителей к потребителям посредством купли-продажи и реализующее собственные интересы на основе удовлетворения потребностей людей, представленных на рынке.

Процесс хозяйственной деятельности торгового предприятия представлен на рис.1.

С одной стороны, торговую деятельность предприятия обуславливает совокупность рынков ресурсов. Предприятию необходимы квалифицированные кадры, товары, технические ресурсы, технологии торгового процесса, кредитные линии, информация о состоянии рынка и спросе покупателей и многое другое.

С другой стороны, торговому предприятию необходимо выйти на рынки сбыта, где в острой конкурентной борьбе осуществляется реализация потребителям товаров и услуг.




Собственно торговая деятельность отражена в функциях торгового предприятия.


 

ТОРГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

факторы торговой деятельности (закупка........реализация) товары, услуги

       
 
   
 


Д Е Н Ь Г И

           
   
   
 
 
 

РЫНКИ РЕСУРСОВ: РЫНКИ

трудовых, СБЫТА

материальных, затраты доход

 
 
финансовых,

технологических, П Р И Б Ы Л Ь КОНКУ-

информационных РЕНТЫ

       
   
 
 

НАЛОГИ ДИВИДЕНДЫ КАПИТАЛ


ГОСУДОРСТВО СОБСТВЕННИКИ

 
 
 

ИНВЕСТИЦИИ ВОЗВРАЩЕНИЕ ПРОЦЕНТЫ ЗАЕМНЫЙ

КАПИТАЛА ЗА КАПИТАЛ КАПИТАЛ

 
ПРЕДПРИЯТИЕ Ф И Н А Н С О В Ы Е Р Ы Н К И

Рис.1. Процесс хозяйственной деятельности торгового предприятия


На рис. 1 указаны также направления распределения и использования прибыли как завершающей стадии кругооборота процесса торговой деятельности - уплата налогов, возвращение кредитов и процентов по ним, выплата дивидендов и направление средств на развитие предприятия.

Классификация предприятий торговли:

1) по размеру в зависимости от численности работников;

2) по «глубине акционирования».

В соответствии с первой классификацией, предприятия классифицируются по размеру в зависимости от численности работников. Согласно российскому законодательству к малым относятся предприятия, численность работников которых не превышает 25 человек.



В соответствии со второй классификацией, торговые предприятия делятся на малые, средние и крупные группы в зависимости от «глубины акционирования». К акционерным относятся предприятия, основанные в результате объединения имущества, капитала собственников путем продажи ценных бумаг.

Под термином «глубина акционирования» понимаются 3 возможных состояния торгового предприятия с точки зрения значимости на рынке ценных бумаг, в зависимости от которых оно относится к той или иной группе (табл. 1).

Таблица 1

Классификация торговых предприятий по глубине акционирования

Группа торговых предприятий Отношение к акционированию Отношение к рынку ценных бумаг
Малые Средние Большие Не акционерное Акционерное Акционерное Нет Нет Акции котируются на фондовой бирже

К малым относятся предприятия торговли, находящиеся в частной или семейной собственности, предприятия, функционирующие в виде хозяйственных товариществ, как полных, так и на вере, а также хозяйственные общества с ограниченной ответственностью.

Организационно-правовая форма предприятий среднего размера - это акционерное общество.



К большим относятся торговые предприятия, акции которых котируются на фондовой бирже.

Функции торгового предприятия. Функции торгового предприятия обусловлены функциями торговли как экономической категории.

Основная функция - продажа(реализация) товаров потребителям, которая сопровождается превращением товарной формы стоимости в денежную, что можно представить в виде формулы:

или графически:

Для реализации основной функции торговое предприятие выполняет множество сопутствующих функций: изучает спрос потребителей, заключает договоры на поставку товаров, организует доставку товаров из мест их производства в места потребления, обеспечивает хранение товаров, формирует товарный ассортимент и др.







Сейчас читают про: