double arrow

Лекция 15.29. БССР в период Второй мировой войны и послевоенное время


1. Оккупационный режим, установленный на территории Беларуси. Административный и военно-полицейский аппарат.

2. Изменение законодательства БССР в послевоенный период. Развитие отраслевого законодательства. Конституция 1978 года. Реорганизация органов государственной власти.

Военно-полицейский аппарат, административно-оккупационный режим, округа, районы, крейсы, карательные органы, фашизм, партизанские зоны, Верховный Совет БССР, Совет Министров БССР, отраслевые кодексы, Конституция 1978 года и др.

Как известно, БССР была одной из первых союзных республик, принявших на себя удар войск фашистской Германии, которая оккупировала всю часть территории БССР.

В условиях оккупационного режима, введенного фа­шистами, значительная часть населения республики сра­жалась с врагом в партизанских отрядах. Естественно, что в партизанских зонах необходимо было обеспечить законность и правопорядок. С этой целью были образо­ваны суды, которые имели свои особенности, в том чис­ле и порядок рассмотрения дел. Так, сначала представитель командования или партийного органа доклады­вал собранию личного состава содержание уголовного дела, затем собрание выясняло обстоятельства дела, задавало вопросы подсудимому, свидетелям. Приговор выносился путем открытого голосования. При осмотре места происшествия протоколы не велись.




Судебные органы в партизанских отрядах сложились не сразу. В период зарождения партизанского движения пра­восудие осуществлялось коллегиально подпольными или партийными организациями, а во время расширения парти­занского движения функция осуществления правосудия в некоторых партизанских зонах передалась партизанским судам, председатель и заседатели которых избирались на общем собрании личного состава партизанских отрядов.

Военно-полевые трибуналы были образованы в 1942-1943 гг. и рассматривали дела, касающиеся командиров партизанских частей. Дела рассматривались коллегиаль­но в составе 3 человек.

Но в действительности зачастую имело место совме­щение партизанских судов и военно-полевых трибуналов.

Следует иметь в виду, что на территории Белоруссии в тылу врага в годы ВОВ вместе с партизанами действо­вало более 200 отдельных разведывательных диверси­онных групп (6000 человек). В таких группах правосу­дие осуществляло коллегиально командование группы.

Таким образом, в годы ВОВ в партизанских зонах Белоруссии судебное рассмотрение и предварительное расследование преступлений по сравнению с мирным периодом имело свои особенности. Они выражались в разнообразии форм осуществления правосудия. Это раз­нообразие было обусловлено военной обстановкой в це­лом и местными условиями, складывающимися в конк­ретном районе, области, зоне и т. д. К началу 1943 г. по­всеместно была создана довольно стройная и четкая су­дебная система, которая с незначительными изменения­ми просуществовала до конца ВОВ.



В рассматриваемый период времени до 1978 г. продолжала действовать Конституция БССР 1937 г. со значи­тельными изменениями, внесенными в нее после принятия.

Эти изменения коснулись и высших органов государ­ственной власти. Так, в связи с расширением контрольно-надзорной и распорядительной деятельности Верховно­го Совета в его составе увеличивается число постоян­ных комиссий: в 1955 г. - 4, в 1957 г. - 8, в 1960 г. - 9, в 1963 г. - 12, в 1965 - 15, в 1975 г. - 16. В связи с необхо­димостью удешевления и сокращения государственного аппарата в 1952 г. были упразднены некоторые отделы Президиума Верховного Совета и Приемная Председа­теля Президиума.

Работа Верховного Совета БССР как высшего зако­нодательного органа страны была в этот период весьма напряженной, насыщенной и результативной. Это обус­ловливалось той конкретной социально-экономической и политической обстановкой в СССР и БССР и острой потребностью обновления и систематизации законодатель­ства. Верховный Совет БССР пятого созыва (1959-1962 гг.) принял 60 законов, среди которых Закон о судоустрой­стве БССР (1959 г.), Уголовный и Уголовно-процессуальный кодексы (1960 г.) и др. Верховный Совет БССР седь­мого созыва (1967-1970 гг.) принял 56 законов, среди ко­торых Кодекс о браке и семье БССР (1969 г.), Закон о здравоохранении и Земельный кодекс (1970 г.), др.



Высшим исполнительным органом являлся Совет Министров БССР, состав которого формировался зано­во на каждой первой сессии Верховного Совета БССР нового созыва. Число членов Совета Министров посто­янно увеличивалось (с 35 до 50 человек) и только в свя­зи с принятым Законом от 23 мая 1957 г. о создании од­ного административно-экономического района на терри­тории БССР, в результате которого было упразднено девять министерств, состав Совета Министров уменьшил­ся. Однако с восстановлением отраслевого принципа уп­равления промышленностью в 1965 г. численный состав Совета Министров вновь стал возрастать: в 1967 г. - 44, в 1971 - 48, в 1975 - 50 человек. Председателями Совета Министров БССР, сменяя друг друга, были: Пономаренко П.К., Клещев А.Е., Мазуров К.Т., Авхимович Н.Е., Киселев Т.Я.

После принятия новой Конституции БССР 1978 г. в качестве постоянного структурного звена Совета Мини­стров действует Президиум, в составе Председателя Совета Министров, первых заместителей и заместителей Председателя, а также других членов Правительства в соответствии с Законом о Совете Министров БССР.

Число министерств, государственных комитетов, комиссии и управлений как структурных звеньев Совета Министров неизменно возрастало: только в 1966— 1974 гг. были созданы 3 союзно-республиканских министерства (лесного хозяйства, заготовок и юстиции); одно новое республи­канское Министерство строительства и автомобильных дорог; на основе Главного управления бытового обслу­живания населения и коммунального хозяйства было со­здано два республиканских министерства (коммунально­го хозяйства и бытового обслуживания); Комитет по фи­зической культуре и спорту. В последующие годы вно­сились изменения в структуру аппарата Совета Министров.

Высшим судебным органом в БССР являлся Верхов­ный Суд, избираемый Верховным Советом БССР сроком на 5, а по Конституции БССР 1978 г. - на 10 лет (ст. 151). В его состав входили постоянные члены и народные за­седатели. Так, на второй сессии Верховного Совета БССР третьего созыва в марте 1952 г. был избран Верховный Суд республики в составе 21 постоянного члена и 125 народных заседателей, а в 1972 г. - 23 постоянных чле­нов и 118 народных заседателей.

Структурными звеньями Верховного Суда БССР были судебные коллегии (судебная коллегия по гражданским делам, судебная коллегия по уголовным делам и другие).

Компетенция Верховного Суда неоднократно изменялась, то расширялась, то вновь сужалась. В 1960 г. было ликви­дировано Министерство юстиции БССР и Верховный Суд должен был выполнять функции по управлению областны­ми и народными судами и государственными нотариальны­ми конторами, т.е. была значительно расширена его компетенция. В 1970 г. в связи с образованием союзно-республи­канского Министерства юстиции БССР функции по управ­лению судебными органами были изъяты из ведения Вер­ховного Суда, что позволило высшему судебному органу республики сосредоточить все внимание на выполнении своих прямых функций по осуществлению правосудия в БССР.

Помимо рассмотренных высших государственных ор­ганов, в БССР действовали и другие высшие органы (Про­куратура БССР, Комитет народного контроля БССР и др.), структура и компетенция которых подвергались реорганизации в 50-80-е годы.

Для развития права этого периода характерны три основные тенденции, демократизация, кодифи­кация и расширение сферы применения права. Эти тен­денции проявились под воздействием тех задач, которые определялись правящей коммунистической партией в экономической, социальной, политической и других сфе­рах общественной жизни. Характерной чертой развития права 1950 -1980-х годов является большая степень дина­мичности. Среди многочисленных разноплановых теку­щих нормативно-правовых актов этого периода особое место занимают постановления ЦК КПСС и Совета Ми­нистров СССР и постановления ЦК КПБ и Совета Мини­стров БССР, в которых содержались нормы, вносящие принципиальные изменения в действующее законодатель­ство. Так, 22 марта 1962 г. было принято постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О перестройке уп­равления сельским хозяйством», 11 января 1963 г. - «Об организации работы Совета народного хозяйства», 19 де­кабря 1968 г. - «Об утверждении Положения об органах народного контроля» и много других, которые внесли су­щественные изменения в отрасли права.

Большое количество нормативно-правовых актов, принятых в данный период, остро поставило вопрос о систематизации действующего законодательства, кото­рая начала проводиться в конце 50-х годов, как в масш­табе СССР, так и в каждой республике. В БССР также были созданы специальные комиссии для подготовки кодексов по основным отраслям права. Одним из глав­ных источников, на базе которого разрабатывались ко­дексы БССР, были Основы гражданского законодатель­ства СССР и союзных республик (1961 г ), Основы уго­ловного законодательства СССР и союзных республик (1958 г.) и другие подобные нормативные акты СССР, в том числе и Конституция СССР 1977 г.

1 Кодификационные работы, начавшиеся в БССР в конце 50-х годов, продолжались до середины 80-х го­дов, когда в 1984 г. впервые был принят Кодекс БССР об административных правонарушениях. Всего было принято более 10 кодексов и новая Конституция БССР 1978 года.

В развитии всех отраслей права четко проявилась тен­денция на дальнейшее углубление его демократических черт. Так, нормы конституционного права закрепили рас­ширение прав союзных республик, а по Конституции БССР 1978 г. права граждан увеличились почти в два раза; в гражданском праве была значительно расширена правоспособность граждан и впервые введены нормы, предусматривающие гражданско-правовую защиту чес­ти и достоинства физического лица. В уголовном праве данная тенденция проявилась в декриминализации неко­торых уголовных правонарушений (отмена уголовной от­ветственности женщин за производство аборта - 1954 г., за самовольный проезд в товарных поездах в 1955 г., и др.) и в возможности освобождения от уголовной ответ­ственности за совершение в первый раз малозначитель­ного преступления. Но следует отметить, что наряду с демократизацией в уголовном праве в этот период вре­мени начала проявляться тенденция, противоречащая указанной усиление карательной политики, что наш ю отражение в восстановлении смертной казни в 1950 г. за такие преступные действия, как измена, шпионаж, диверсия. В последующие годы применение смертной казни постоянно расширялось, что отражает принятый в 1960 г УК БССР, в который в 70-80-е годы вносили изменения, предусматривающие применение исключительной меры наказания даже за имущественные преступления (ст. 91), а не только за государственные, особо опасные против личности и воинские преступления.

Разработка и принятие Конституции БССР 1978 г. проходила в соответствии с общепринятыми стадиями правотворческого процесса. Были созданы Кон­ституционная комиссия высшего законодательного орга­на - Верховного Совета БССР для подготовки проекта новой Конституции в 1977 г. и Редакционная комиссия по подготовке окончательного текста проекта Конституции в 1978 году. Председателем Конституционной ко­миссии и Редакционной комиссии был первый секретарь ЦК КПБ П.М. Машеров. Весь ход работ над проектом Конституции шел под непосредственным руководством первых лиц партийного и государственного аппарата рес­публики. Проект Конституции 1978 г. по Указу Прези­диума Верховного Совета БССР «О проекте Конститу­ции БССР» от 16 марта 1978 г. был опубликован 18 мар­та этого же года во всех республиканских и областных газетах, для всенародного обсуждения 14 апреля 1978 г. На второй день своей работы девятая сессия Верховного Совета БССР девятого созыва приняла Декларацию Верховного Совета БССР «О принятии и объявлении Конституции (Основного Закона) Белорусской ССР», в ко­торой указывалось, что Верховный Совет БССР прини­мает Конституцию БССР и объявляет о ее введении с 14 апреля 1978 г.

Конституция БССР 1978 г., имея много общего с Кон­ституцией 1937 г., отличается от последней и структурой и содержанием. В новой Конституции БССР, поми­мо глав и статей, есть еще четко названные разделы, что облегчает пользование текстом, значительно большее количество статей (172 вместо 122) и статьи о правах, свободах и обязанностях помещены во втором разделе Конституции БССР 1978 г, тогда как аналогичные ста­тьи в Конституции БССР 1937 г. содержатся в восьмой главе.

Как структура, так и содержание Конституции БССР 1978 г. отражают де-юре ту демократическую тенден­цию в развитии всех сфер общественной и государствен­ной жизни, которая наметилась в СССР в середине 50-х годов.

Особенно большие изменения глубоко демократичес­кого характера внесены по вопросу прав, свобод и обязан­ностей граждан во втором разделе Конституции БССР «Государство и личность». Впервые на конституционном уровне закрепляется право граждан на участие в управ­лении государственными и общественными делами (ст. 46), право на жилище (ст. 42), право на государственную ох­рану здоровья (ст. 40), право на пользование достижения­ми культуры (ст. 44), право обращаться с жалобами на действие должностных лиц (ст. 56) и другие.

Новым в Конституции являются и положения, каса­ющиеся экономической системы (глава 2), где наряду с государственной и колхозно-кооперативной собственно­стью впервые конституционно закрепляется собствен­ность профсоюзных и общественных организаций (ст. 10). Более того, за общественными организациями впервые закрепляется право участвовать в решении политических, хозяйственных и социально-культурных вопросов, а также право законодательной инициативы. Это свиде­тельствует о большей самостоятельности и о возросшей роли их в жизни общества.

Демократичным является и положение, согласно ко­торому значительно расширяется круг лиц, участвую­щих в управлении государством благодаря снижению возраста, дающего право быть избранным в Верховный Совет БССР - с 21 года до 18 лет (ст. 85).

Как и многие положения Консти­туции БССР 1937 г., так и некоторые положения новой Кон­ституции носили декларативный характер и в реальной общественно-политической и государственной жизни не действовали, так как уже в момент принятия Конститу­ции БССР 1978 г. во всех сферах общественной жизни наметились застойные (кризисные) явления, которые в середине 80-х годов вызвали острую необходимость про­ведения радикальных реформ во всех сферах обществен­ной жизни и на всех уровнях - в СССР и в республиках. Руководящая партия вынуждена была публично заявить об этом на XXVII съезде КПСС в 1986 г. и на XIX Всесо­юзной конференции КПСС в 1988 г. и определить основ­ные направления реформ.

Контрольные вопросы:

1. Характеристика военно-полицейского аппарата, установленного на территории БССР в военный период

2. Административно-территориальное деление БССР в период Великой Отечественной войны

3. Деятельность высших органов государственной власти БССР в послевоенный период

4. Общая характеристика Конституции 1978 года








Сейчас читают про: