double arrow

Комитет министров, Сенат и Государственный совет


Для объединения и координации деятельности министерств, а так же для обсуждения общегосударственных вопросов одновременно с министерствами был образован Комитет министров. В манифесте 1802 г. не было четкой регламентации его деятельности, но в 1812 г. появился закон о Комитете министров.

Председательствовал на его заседаниях император или назначенное им лицо. Полномочия Комитета были весьма разнообразны: от обсуждения административных вопросов, частных законов до рассмотрения судебных дел.

Большинство решений утверждались императором. Во второй четверти XIX в. с усиле­нием роли императорской Канцелярии, значение Комитета министров стало падать. В целом решить проблему координации работы министерств Комитету так и не удалось вплоть до его упразднения в 1906 г.

Роль Сената постепенно уменьшалась, хотя он по-прежнему издавал одобренные царём сенатские указы, имевшие силу закона, и выполнял функции высшего судебного учреждения страны.

В 1809 г. по поручению Александра I статс-секретарь М.М. Сперанский подготовил проект под названием «Введение к Уложению государственных законов». В основе предложенной Спе­ранским новой системы лежал принцип разделения властей: законодательная власть сосредоточивалась в выборной Государственной думе, исполнительная власть - в министерствах, су­дебная - в Сенате. Государственный совет при императоре должен был связать органы государственного управления с самодержавной властью.




Предложения М.М. Сперанского получили сначала одобрение императора: 1 января 1810 г. состоялось первое заседание Государственного совета. Но, в отличие от проекта, этот орган стал выполнять в дальнейшем функции законосо­вещательного органа при императоре.

Государственный совет включал пять департаментов: 1) законов, 2) дел военных, 3) дел гражданских и духовных, 4) государственной экономии, 5) дел царства Польского. Последний департамент был создан после польского восстания 1830-1831 гг. Делопроиз­водство велось канцелярией, которую возглавлял государственный секретарь.

Государственный совет выполнял свою главную задачу - подготовку законопроектов - совсем недолго.

В 1811 г., в целях устранить выявленные недостатки в системе управления, была проведена реорганизация министерств.

Согласно «Общему учреждению министерств», составленному при непосредственном участии М.М. Сперанского, все они по­лучили унифицированную структуру, основанную на единоначалии.

Во главе каждого министерства стоял министр и его товарищ (заместитель), им подчинялись директора департаментов, директорам - начальники отде­лений, им, в свою очередь - столоначальники. Канцелярии при министрах выполняли задачи делопроизводства и переписки.



Министрам вверялась исполнительная власть в пределах деятельности порученных им мини­стерств.

Кроме министерств, в государственном аппарате создавались отдельные ведомства (управления, комитеты, приказы), так же основанные на принципе единоначалия. Они действовали самостоятельно или при министерствах. Для каждого из них императором утверждался свой особый штатный состав.

Реформы 10-х годов XVIII в. не затронули основ абсолютной монархии. Большинство дворян и высших чиновников выступало против всяких пере­мен. Политическая борьба привела к краху конституционных замыслов Сперанского и его сторонников, а сам он в марте 1812 г. был отправлен в ссылку по ложному обвинению. Но всё же на части территории Российской империи были сделаны первые попытки ввести ограниченное конституционное правление.







Сейчас читают про: