double arrow

История разработки и общая проблематика Уголовного кодекса РСФСР 1922 г

Работа по кодификации советского уголовного права была начата еще в середине 1918 года. Однако в обстановке гражданской войны добиться серьезных результатов не удалось. Только в конце 1920 года Народный комиссариат юстиции возобновил кодификационную деятельность. Ее итогом стал проект Уголовного кодекса 1921 года. Проект ставил своей целью уточнение круга преступных и наказуемых деяний, представляющих опасность для советского строя, и обеспечение четкой регламентации борьбы с ними. В январе 1922 гола проект был вынесен на обсуждение IV Всероссийского съезда деятелей советской юстиции, участниками которого стали 500 делегатов от 11 советских республик. Активная дискуссия на съезде показала, что проект нуждается в доработке. С этой целью была создана комиссия из 5 человек, обобщившая и систематизировавшая все полученные замечания и представившая новый проект Уголовного кодекса. Проект Уголовного кодекса 1922 года существенно отличался от первоначального. Он дал определение преступления, сформулировал основные формы вины, четко и развернуто обозначил задачи советского уголовного законодательства. В мае 1922 года проект был обсужден на сессии ВЦИК IX созыва. В результате в него было внесено 110 поправок. С 1 июня 1922 года Уголовный кодекс был введен в действие на всей территории РСФСР.

Уголовный кодекс, состоявший из двух частей, общей и особенной (всего 227 статей), вступил в действие с июня 1922 г.

Под пре­ступлением в нем понималось «всякое общественно-опасное действие или бездействие, угрожающее основам советского строя и правопорядку, уста­новленному рабоче-крестьянской властью на переходный к коммунистиче­скому строю период времени».

Как и прежде, суд должен был руководствоваться «социалистическим правосознанием», а, назначая наказание, преследовать цели: предупрежде­ния новых правонарушений, приспособления нарушителя к условиям об­щежития. Кодекс предусматривал широкое применение принципа анало­гии, исходя из «наиболее сходных по важности и роду преступлений».

Система преступлений включала в себя преступления государственные, против порядка управления, хозяйственные, имущественные, воинские и др. Сохранялась дифференциация преступлений по степени их социально-экономической опасности, вводилось такое понятие, как «экономическая контрреволюция». В феврале 1927 г. ЦИК СССР принял «Положение о государственных (контрреволюционных) и особо опасных преступлениях против порядка управления». В нем давалось весьма широкое определение к/р преступления (всего 14 составов), которые будут положены затем в основу пресловутой 58-й статьи. Особое место среди них занимало «вредительство», под чем понимался «подрыв государственной промыш­ленности, транспорта, торговли, денежного обращения или кредитной системы, а равно кооперации». Недонесение о готовящихся преступлениях также влекло уголовное наказание.

С 1927 г. стал действовать и «Закон о реквизициях и конфискациях иму­щества, применяемых в административном и уголовном порядке», определивший подробный перечень предметов, которые могли изыматься в госу­дарственную казну. Закон строго карал взяточничество как вид экономи­ческой преступности. Однако некоторые составы преступлений в УК были переквалифицированы. Если ранее «спекуляцией» признавалась почти всякая форма частной торговли, то теперь, с допуском последней, призна­ком спекуляции стали «сговор с целью повышения цен», злостный невы­пуск товаров на рынок или скупка-сбыт товаров, запрещённых к продаже. Из прежнего понятия «спекуляция» выделились новые составы: контра­банда, нарушение торговых монополий, фальсификация товаров, ростов­щичество.

Судебная практика зафиксировала несколько форм уклонения от нало­гов: по сговору, сокрытие источников доходов под чужой вывеской и за подставным лицом, использование «двойной бухгалтерии», организация «лжекооперативов». Под маркой борьбы с «лжекооперативами» в услови­ях отказа от нэпа будут разгромлены в конце 1920-х гг. и все подлинные кооперативы.

Система наказаний учитывала, во-первых, степень тяжести и характер самого преступления, а во-вторых, степень социальной опасности самого преступника. В зависимости от этих обстоятельств он мог быть подверг­нут разным наказаниям, от внушения до тюремного заключения со стро­гой изоляцией или без нее. Между ними, как и ранее, стояли общественное порицание, принудительное изучение курса политграмоты, запрет на за­нятие должности, штрафы, принудительные работы без содержания под стражей. Предусматривалось изгнание из пределов РСФСР. Исключи­тельной мерой «социальной защиты» (так стали называть меры наказания с постановления ЦИК СССР от 1924 г.) оставался расстрел.

В 1921 г. в России появилась новая отрасль – «исправительно-трудовое право». Специальный декрет СНК от 28 ноября «Об использовании труда заключенных в местах лишении свободы и отбывающих принудительные ра­боты без лишения свободы» признал труд и целью наказания, и мерой пе­ревоспитания. В 1924 г. появился «Исправительно-трудовой кодекс», пре­дусматривающий создание сети «трудовых сельскохозяйственных, ремес­ленных и фабричных колоний и переходных исправительно-трудовых до­мов». В них подлежали перевоспитанию трудом, главным образом, пред­ставители эксплуататорских классов. Для заключенных из «трудящихся», в отличие от первых, два дня работы засчитывались за три.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: