double arrow

Фальсификация товаров


Результатом идентификации служит подтверждение соответствия или установление несоответствия ассортиментных, качественных, количественных характеристик и товарной информации. При выявлении несоответствия продукция относится к фальсифицированной.

Фальсификация (от лат. falsifico – подделываю) – действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем подделки объекта купли-продажи с корыстной целью.

Фальсифицированная продукция (пищевые продукты, материалы и изделия) – умышленно измененная (поддельная) и/или имеющая скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной и недостоверной.

В широком смысле фальсификация может рассматриваться как действия, направленные на ухудшение потребительских свойств товара или уменьшение его количества при сохранении наиболее характерных, но несущественных для его использования по назначению свойств. Фальсификация пищевых продуктов чаще всего производится путем придания им отдельных наиболее типичных признаков, например, внешнего вида при общем ухудшении или утрате остальных, наиболее значимых свойств пищевой ценности, в том числе и безопасности.




Понятие «фальсифицированные товары» иногда путают с понятиями «товары-заменители» (суррогаты, имитаторы) и «дефектные товары». Заменители и дефектные товары не относятся к фальсифицированным, если на маркировке или в товаросопроводительных документах указано их подлинное наименование, а цена соответствует их качеству и происхождению (например, кофейные напитки с таким наименованием не являются фальсификатами).

При фальсификации подделке обычно подвергается одна или несколько характеристик товара, что позволяет выделить несколько видов фальсификации:

- ассортиментная (видовая);

- квалиметрическая;

- количественная.

При ассортиментной фальсификации подделка осуществляется путем полной или частичной замены товара его заменителем другого вида или наименования с сохранением сходства одного или нескольких признаков.

Для заменителей характерны: значительная дешевизна по сравнению с натуральным товаром, пониженные потребительские свойства, идентичность (сходство) наиболее характерных признаков (внешнего вида, цвета, вкуса и запаха, консистенции).

В зависимости от средств фальсификации, схожести свойств заменителя и фальсифицируемого продукта различают следующие способы фальсификации:

- частичная замена продукта водой;

- добавление в продукт низкоценного заменителя, имитирующего натуральный продукт;

- замена натурального продукта имитатором.

Все заменители, применяемые при ассортиментной фальсификации, подразделяют на две группы: пищевые и непищевые.



Пищевые заменители – более дешевые продукты питания, отличающиеся пониженной пищевой ценностью и сходством с натуральным продуктом по одному или нескольким признакам. В качестве средств ассортиментной фальсификации наиболее часто используют следующие пищевые заменители: воду и другие имитаторы натурального продукта, схожие по определенным, наиболее характерным признакам.

Имитаторы – продукты, применяемые или специально разработанные для замены натуральных продовольственных товаров. Примером могут служить кофейные напитки на основе зерновых. При ассортиментной фальсификации происходит частичная или полная замена натурального продукта его имитатором.

Возможна также частичная или полная замена высокоценных товаров другим, менее ценным товаром, относящимся к другой или той же однородной группе, но иного вида (подмена сливочного масла маргарином).

Непищевые заменители относятся к объектам органического или минерального происхождения и непригодны для пищевых целей. Многие из них могут нанести вред здоровью человека, а иногда привести и к смертельному исходу.

При заготовках картофеля и корнеплодов распространенным способом фальсификации является примесь сверх установленных норм земли, корней, растительных остатков.

Одним из способов ассортиментной фальсификацииявляется контрафакция.

Контрафакция (от лат. contrafactio) – подделка. Контрафактная продукция является разновидностью фальсифицированной продукцией на уровне торговой марки. Для контрафактной продукции используются два вида фальсификации: ассортиментная и информационная.



Контрафактными являются товары, этикетки, упаковкиэтих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или наименования места происхождения товаров, или сходные с ними до степени смешения обозначения.

Для обнаружения контрафактной продукции проводится ассортиментная и информационная идентификация, причем ассортиментная идентификация предназначена для выявления подлинности торговой марки, страны и/или места происхождения. Идентифицирующими признаками может обладать и упаковка. Например, форма и цвет бутылок, пробок, их размеры, используемый материал, для конкретных торговых марок алкогольных, слабоалкогольных и безалкогольных напитков.

Для обеспечения марочной идентификации в маркировку вводятся определенные обозначения: товарные знаки, штрих-коды и т. п. Однако достоверностьэтих идентифицирующих признаков невысока, так как при современной технике копирования их легко можно подделать. Дизайн упаковки и этикетки, их цветовая гамма также могут использоваться для целей марочной идентификации. Однако для многих пищевых продуктов применяется унифицированная тара (например, пивная или винная бутылка, металлическая банка, пакеты тетра-пак и т. п.), что затрудняет проведение марочной идентификации и выявление контрафактной продукции с помощью маркировки.

Квалиметрическая фальсификация – подделка товаров с помощью пищевых или непищевых добавок для улучшения органолептических свойств при сохранении или утрате других потребительских свойств либо замена товара высшей градации качества низшей.

Средствами этого вида фальсификации служат добавки и товары того же наименования, что и товар, указанный на маркировке, в сопроводительных документах, но низшей градации.

Способы квалиметрической фальсификации – использование добавок, имитирующих улучшение качества; пересортица.

Добавки – это вещества или сырье, добавляемые к пищевым продуктам для улучшения их потребительских свойств.

Использование пищевых добавок нельзя относить к фальсификации. Квалиметрической фальсификацией считается применение разрешенных и неразрешенных добавок, не предусмотренных рецептурой, с целью введения в заблуждение потребителя относительно истинных потребительских свойств товара.

Конечная цель фальсификаторов – создание потребительских предпочтений на товары пониженного качества путем придания видимости их повышенных потребительских свойств.

Применение даже разрешенных пищевых добавок, не свойственных продукту определенного наименования и не предусмотренных рецептурой его приготовления, при отсутствии информации об изменении состава и рецептуры должно считаться фальсификацией с целью обмана потребителей.

Разновидностью квалиметрической фальсификации товаров следует считать частичную или полную замену натурального продукта пищевыми или непищевыми отходами, которые образуются после извлечения из него наиболее ценных компонентов. Например, кофе натурального без кофеина. Однако такой продукт нельзя считать фальсифицированным, если на маркировке указаны назначение и состав (отсутствие кофеина).

Таким образом, в зависимости от степени вреда, наносимого фальсифицированным продуктом, различают две разновидности квалиметрической фальсификации: безопасная для жизни и здоровья потребителя и опасная.

При безопасной фальсификации потребителю наносится материальный и моральный ущерб, а при опасной – кроме того, вред жизни и здоровью.

К квалиметрической фальсификации относят и пересортицу товаров.

Пересортица – действия, направленные на обман получателя и/или потребителя путем замены товаров высших сортов низшими.

Пересортица может быть вызвана объективными и субъективными причинами. К фальсификации относится лишь пересортица, обусловленная субъективными причинами, что характерно для сырьевых и технологических принципов деления товаров на сорта.

Пересортица мяса, колбас, муки, крахмала, кофе при реализации в торговле является фальсификацией, так как качество этих товаров полностью сформировано при их производстве и не изменяется при хранении.

Вместе с тем имеется значительная группа товаров, качество которых при хранении существенно изменяется: снижаются и показатели качества, определяющие товарный сорт. В этом случае возникает пересортица, носящая объективный характер, но не являющаяся фальсификацией. Примером могут служить чай, сыр.

Количественная фальсификация – это обман потребителя за счет значительных отклонений параметров товара (массы, объема, длины и т.п.), превышающих предельно допустимые нормы отклонений.

На практике этот вид фальсификации называют недовесом или обмером. Способы и средства этой фальсификации основаны на неточных измерениях с грубыми погрешностями всегда в сторону уменьшения размеров измеряемого объекта. Это является нарушением правил торговли и административно наказуемо.

Для количественной фальсификации чаще всего используют фальшивые средства измерений (гири, метры, измерительную посуду) или неточные измерительные технические устройства (весы, приборы и т. п.).

Неточные или фальшивые средства измерений – используются фальшивые меры (гири, метры, измерительная посуда и др.) и приборы (весы и т.п.) без поверочных клейм и свидетельств, наносимых и выдаваемых органами государственных метрологических служб.

Отсутствие поверочных клейм служит признаком фальсификации средства измерения и легко проверяется.

Причиной неточности, грубых погрешностей могут быть неисправные приборы и фасовочное оборудование, которыми пользуются изготовители или продавцы.

Неправильные методики измерений, применяемые продавцом или изготовителем, также могут явиться причиной грубых погрешностей при измерении, что приводит к недовесу и недомеру. При этом действия субъекта, проводящего измерения, могут носить умышленный и неумышленный характер. В последнем случае количественная фальсификация обусловлена неумением работы на измерительных приборах.

Наиболее часто встречаются следующие нарушения работы торговых организаций с измерительными приборами:

- неправильная установка весов (с наклоном горизонтального положения на неровной поверхности или с подкладыванием под ножки посторонних предметов под углом зрения к покупателю);

- отсутствие проверки и настройки весов на нулевой отметке или по предельным диапазонам показаний;

- применение измерительных приборов с определенным диапазоном и точностью измерений в случаях, когда измеряемый объект имеет параметры, находящиеся вне установленного диапазона (например, взвешивание на напольных почтовых весах товара массой менее 100 г и требующее точности большей, чем отклонение 50 г);

- недостаточное освещение шкалы показаний измерительного прибора;

- неправильное расположение товара на измерительном приборе или по отношению к мере (например, точность взвешивания на циферблатных весах зависит от расположения груза на грузоподъемной площадке, точность измерений тканей – от их расположения на жестком стандартном метре – накладыванием или набрасыванием);

- установка измерительных приборов таким образом, что при снятии измерений шкала показаний находится сбоку или сверху, или снизу.

Методика правильных измерений обычно приводится в технических документах на измерительные приборы.

Количественная фальсификация при отпуске товаров получателю или продавцу может быть и при неправильных способах измерения товара:

- отпуск по массе брутто без учета массы упаковки;

- отпуск по массе нетто с вычитанием из массы стандартной тары, указанной на маркировке;

- применение дополнительных грузов, подкладываемых под товар при его взвешивании.

В зависимости от места ее осуществления фальсификации выделяют технологическую и предреализационную фальсификации.

Технологическая фальсификация – подделка товаров в процессе технологического цикла производства. Примером может служить использование технического спирта при приготовлении водок, вин, ликероналивочных изделий.

Предреализационная фальсификация – подделка товаров при подготовке их к продаже или при отпуске потребителю. Это, например, реализация маргарина, выдаваемого за сливочное масло, отпуск мяса низших категорий и сортов по цене и с указанием более высоких градаций.







Сейчас читают про: