Исследование технического состояния транспортного средства. Исследование механизма ДТП и его отдельных элементов. Подготовка материалов, направляемых на автотехническую экспертизу.
Предметом транспортно-трасологической экспертизы является установление обстоятельств, относящихся к механизму образования следов в процессе ДТП, а также механизму элементов указанного события.
Объектами исследования служат транспортные средства и их детали, одежда и обувь, также материалы уголовного дела, относящиеся к предмету экспертизы.
На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:
1. Каким видом транспорта, типом, моделью ТС, какими его частями оставлены следы?
2. Какой моделью шины оставлены следы? На какие транспортные средства могла быть поставлена эта шина?
3. К какому типу фарных рассеивателей относятся осколки стекла, изъятые при осмотре места происшествия? На какие транспортные средства могут устанавливаться фарные рассеиватели?
4. В каком направлении двигалось ТС, оставившее следы?
5. Стояло или двигалось ТС в момент столкновения?
6. Как располагались ТС относительно друг друга и относительно элементов дороги в момент их первичного контакта?
7. Какое место явилось местом столкновения ТС?
8. Имеются ли на данном объекте следы ТС?
9. Образовались ли следы в результате столкновения, наезда, опрокидывания? Каков механизм и последовательность образования следов?
10. Оставлены ли следы данным ТС?
11. Не является ли данный предмет частью конкретного ТС?
12. Контактировали ли между собой представленные ТС в процессе ДТП?
13. Не оставлены ли следы на объекте представленной на
исследование шиной?
14. Не составляли ли ранее единое целое осколки стекол, изъятые с места происшествия, и обнаруженные в фаре конкретного ТС?
Подготовка материалов для назначения экспертизы с целью проведения транспортно-трасологического исследования имеет ряд особенностей.
Основные требования аналогичны изложенным применительно к судебной экспертизе обстоятельств ДТП.
При описании разрушений, поломок и вмятин, возникших при дорожно-транспортном происшествии, должны быть указаны их размеры, точное месторасположение и высота над поверхностью дороги. Следует указать наличие других следов и повреждений на ТС, а также способ установления этих повреждений (при осмотре, разборке, путем проведения эксперимента). С целью наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств ДТП могут назначаться комплексные судебно-медицинские и трасологические экспертизы. На их разрешение могут быть поставлены следующие вопросы:
1. Каковы тип, модель, марка транспортного средства, которым был совершен наезд на пешехода?
2. Каковым было взаимное расположение ТС и пешехода в момент наезда?
3. Кто находился за рулем ТС в момент ДТП (с учетом конструктивных особенностей ТС, следов в его салоне, повреждений ТС, телесных повреждений лиц, находившихся в салоне ТС, и следов на их одежде и обуви)?
При назначении комплексной судебно-медицинской и транспортно-трасологической экспертизы помимо прочих материалов в распоряжение эксперта следует представить одежду и обувь лиц, находившихся в салоне ТС.
Судебно-экспертное исследование транспортных средств
Предметом судебно-экспертного исследования транспортных средств являются обстоятельства, связанные с установлением:
технического состояния транспортного средства;
причин и времени образования технической неисправности (до, в момент или после ДТП);
возможности обнаружения неисправности до момента наступления ДТП, а также влияния ее наличия на развитие ДТП.
Объектами исследования являются транспортные средства, их системы, агрегаты, узлы, детали, а также их части.
На разрешение экспертизы транспортных средств могут быть поставлены вопросы:
1. Какова причина образования неисправности тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, системы электроосвещения автомобиля?
2. В какой момент относительно ДТП произошло разрушение данной детали (узла)?
3. Мог ли водитель или лицо, ответственное за техническое состояние ТС, обнаружить неисправность каких-либо систем, агрегатов, узлов или деталей ТС перед началом его эксплуатации?
4. Могла ли обнаруженная неисправность привести к нарушению режима движения (снижению эффективности действия тормозной системы, самопроизвольному уводу ТС в сторону и последующему опрокидыванию и т.д.)?
5. Находится ли обнаруженная неисправность в причинной связи с происшедшим ДТП?
6. Горела ли разбитая электролампа фары автомобиля в момент происшествия?
7. Какой (дальний или ближний) свет фары автомобиля был включен в момент разрушения электролампы?
Подготовка материалов для производства экспертного исследования транспортных средств имеет ряд особенностей.
Транспортное средство должно быть доставлено эксперту либо в неизменном виде сохранено на месте.
До начала производства экспертизы не допускается регулировка механизмов, замена узлов и деталей, доливка масла и тормозной жидкости, а также производство иных ремонтно-восстановительных работ. Отдельные узлы, детали, их части представляются на исследование вместе со всеми крепежными и соединительными деталями. Имеющиеся следы и разрушения должны быть изолированы от механического воздействия и влаги.
В протоколе осмотра ТС описываются внешний вид и положение изымаемого узла, условия его демонтажа. Положение узла на ТС должно быть сфотографировано. Доставка ТС, предназначенных для исследования тормозной системы, рулевого управления, трансмиссии, ходовой части, разрешается только путем полной погрузки.