double arrow

Практическое занятие №12


Исследование технического состояния транспортного средства. Исследование механизма ДТП и его отдельных элементов. Подготовка материалов, направляемых на автотехническую экспертизу.

Предметом транспортно-трасологической экспертизы яв­ляется установление обстоятельств, относящихся к механиз­му образования следов в процессе ДТП, а также механизму элементов указанного события.

Объектами исследования служат транспортные средства и их детали, одежда и обувь, также материалы уголовного дела, относящиеся к предмету экспертизы.

На разрешение экспертизы могут быть поставлены вопросы:

1. Каким видом транспорта, типом, моделью ТС, какими его частями оставлены следы?

2. Какой моделью шины оставлены следы? На какие транс­портные средства могла быть поставлена эта шина?

3. К какому типу фарных рассеивателей относятся осколки стекла, изъятые при осмотре места происшествия? На какие транспортные средства могут устанавливаться фарные рассеиватели?

4. В каком направлении двигалось ТС, оставившее следы?

5. Стояло или двигалось ТС в момент столкновения?

6. Как располагались ТС относительно друг друга и отно­сительно элементов дороги в момент их первичного контакта?

7. Какое место явилось местом столкновения ТС?

8. Имеются ли на данном объекте следы ТС?

9. Образовались ли следы в результате столкновения, наез­да, опрокидывания? Каков механизм и последовательность об­разования следов?

10. Оставлены ли следы данным ТС?

11. Не является ли данный предмет частью конкретного ТС?

12. Контактировали ли между собой представленные ТС в процессе ДТП?

13. Не оставлены ли следы на объекте представленной на

исследование шиной?

14. Не составляли ли ранее единое целое осколки стекол, изъятые с места происшествия, и обнаруженные в фаре кон­кретного ТС?

Подготовка материалов для назначения экспертизы с це­лью проведения транспортно-трасологического исследования имеет ряд особенностей.

Основные требования аналогичны изложенным примени­тельно к судебной экспертизе обстоятельств ДТП.

При описании разрушений, поломок и вмятин, возникших при дорожно-транспортном происшествии, должны быть ука­заны их размеры, точное месторасположение и высота над по­верхностью дороги. Следует указать наличие других следов и повреждений на ТС, а также способ установления этих повреж­дений (при осмотре, разборке, путем проведения эксперимента). С целью наиболее полного и всестороннего исследования обстоятельств ДТП могут назначаться комплексные судебно-медицинские и трасологические экспертизы. На их разреше­ние могут быть поставлены следующие вопросы:

1. Каковы тип, модель, марка транспортного средства, ко­торым был совершен наезд на пешехода?

2. Каковым было взаимное расположение ТС и пешехода в момент наезда?

3. Кто находился за рулем ТС в момент ДТП (с учетом кон­структивных особенностей ТС, следов в его салоне, поврежде­ний ТС, телесных повреждений лиц, находившихся в салоне ТС, и следов на их одежде и обуви)?

При назначении комплексной судебно-медицинской и транспортно-трасологической экспертизы помимо прочих ма­териалов в распоряжение эксперта следует представить одеж­ду и обувь лиц, находившихся в салоне ТС.

Судебно-экспертное исследование транспортных средств

Предметом судебно-экспертного исследования транспорт­ных средств являются обстоятельства, связанные с установле­нием:

технического состояния транспортного средства;

причин и времени образования технической неисправности (до, в момент или после ДТП);

возможности обнаружения неисправности до момента на­ступления ДТП, а также влияния ее наличия на развитие ДТП.

Объектами исследования являются транспортные средства, их системы, агрегаты, узлы, детали, а также их части.

На разрешение экспертизы транспортных средств могут быть поставлены вопросы:

1. Какова причина образования неисправности тормозной системы, рулевого управления, ходовой части, системы электроосвещения автомобиля?

2. В какой момент относительно ДТП произошло разруше­ние данной детали (узла)?

3. Мог ли водитель или лицо, ответственное за техническое состояние ТС, обнаружить неисправность каких-либо систем, агрегатов, узлов или деталей ТС перед началом его эксплуата­ции?

4. Могла ли обнаруженная неисправность привести к на­рушению режима движения (снижению эффективности дей­ствия тормозной системы, самопроизвольному уводу ТС в сто­рону и последующему опрокидыванию и т.д.)?

5. Находится ли обнаруженная неисправность в причин­ной связи с происшедшим ДТП?

6. Горела ли разбитая электролампа фары автомобиля в момент происшествия?

7. Какой (дальний или ближний) свет фары автомобиля был включен в момент разрушения электролампы?

Подготовка материалов для производства экспертного ис­следования транспортных средств имеет ряд особенностей.

Транспортное средство должно быть доставлено эксперту либо в неизменном виде сохранено на месте.

До начала производства экспертизы не допускается регули­ровка механизмов, замена узлов и деталей, доливка масла и тор­мозной жидкости, а также производство иных ремонтно-восстановительных работ. Отдельные узлы, детали, их части пред­ставляются на исследование вместе со всеми крепежными и соединительными деталями. Имеющиеся следы и разрушения должны быть изолированы от механического воздействия и влаги.

В протоколе осмотра ТС описываются внешний вид и поло­жение изымаемого узла, условия его демонтажа. Положение узла на ТС должно быть сфотографировано. Доставка ТС, пред­назначенных для исследования тормозной системы, рулевого управления, трансмиссии, ходовой части, разрешается только путем полной погрузки.


Сейчас читают про: