Открытия Ньютона

Понимание природы и сущности цвета в античной Греции.

Первые теоретические труды о природе и сущно­сти цвета мы находим в античной Греции. На высказываниях древних мыслителей отразились философские взгляды и общее миропонимание греков. Точное изучение законов природы еще отсутствует.

В учении о цвете древние ученые противопоставляли свет и тьму, белое и черное. Они, безусловно, замечали, что между этими крайними полюсами заключены все цвета, но характер этого явления они не фор­мулировали достаточно точно, хотя Аристотель совершенно ясно гово­рил, что здесь речь идет не о простом смешении. Большое значение Ари­стотель придавал «прозрачному», т. е. среде между глазом и предметом.

Греческие мыслители по-разному объясняли природу зрения. Де­мокрит предполагал наличие атомов, исходящих от предмета и вызыва­ющих в глазу их образы. Эвклид полагал, что из глаза исходят «зритель­ные лучи», которые протягиваются к телам внешнего мира и как бы ощупывают их и таким образом вызывают зрительные ощущения.

Исаак Ньютон первым науч­но объяснил природу цветных полос, получающихся при разложении солнечного света оптичес­кой призмой. Он считал, что белый солнечный свет есть сумма световых лучей, обладающих различной силой преломления. Каждый такой световой луч вызывает присущее только ему цве­товое впечатление. При прохождении белого све­та через стеклянные призмы он разлагается на простые цветные лучи. При прохождении через собирающую линзу разложенные призмой цвет­ные лучи собираются и опять образуют белый свет. Наконец, пропустив цветные лучи через вто­рую призму, Ньютон нашел, что они далее не разлагаются.

Ньютон был первым, кто расположил цвета спектра в форме круга. Он различал в спектре семь областей аналогично семи ступеням октавы. Терминология, употреблявшаяся Ньютоном для обозначения явлений цвета, была очень точной. Он гово­рил, например, не о красных или зеленых лучах, а о световых лучах, ко­торые вызывают ощущение красного или зеленого цвета.

Открытия Ньютона впервые привели к правильному представле­нию о физической природе цвета. Учение его имело множество против­ников, так как оно противоречило представлениям и взглядам того вре­мени. Одним из самых непримиримых противников теории Ньютона был Гёте. Полемика с Ньютоном занимает большое место в «Учении о цвете» Гёте.

4. Идеи Гёте о воздействии цвета на человека и гармонии цветов.

­(Иоганн Вольфганг Гёте, 1749—1832 гг.— гениальный немецкий поэт, гуманист и ученый, автор известного труда «Учение о цвете».)

«Учение о цвете» Гёте (1810 г.) принадлежит к наиболее интересным, но вызывавшим даже в прошлом много споров работам. Гёте рассматривает все явления, связанные с цветом, исклю­чительно с позиций воздействия цвета на человека. При этом он разли­чает воздействие цвета на организм человека (физиологическое воздей­ствие) и воздействие на внутренний мир (психологическое воздействие).

Главное место в его учении занимает рассмотрение «эмоционально-нравственного воздействия цвета». Гёте называл цвет «продуктом света, продуктом, вызывающим эмоции». Он правильно считал, что свет – цвет — эмоция являются звеньями одной цепи, находящимися в при­чинной связи. Он внимательно изучал воздействие различных цветовых впечатлений на психику человека и первым изложил их в виде четкой системы.

При рассмотрении предмета через призму Гёте пришел к выводу, который стал основой его теории и системы. Он заметил цветные поло­сы на границе областей светлого и темного. Великолепие спектральных цветов проявлялось, следовательно (по мнению Гёте), исключительно при противопоставлении света и тьмы. Наличие двух противоположных полюсов — это существенная характеристика цветов в самых различ­ных их проявлениях. Желтый цвет и граничащие с ним области род­ственны свету. Синий и соседние с ним цвета Гёте относил к «царству тьмы».

Здесь взгляды Гёте перекликаются с древнегреческими теориями возникновения цвета. Желтый и синий он считал первичными цветами, возникшими из противоположности «светло — темно». При удалении призмы от рассматриваемого предмета желтая полоса расширяется, и становится заметным деление ее на желтую и крас­ную полоски. Синяя полоса распадается на синюю и фиолетовую. Поэтому красный цвет Гёте считал усилением желтого, а фиолетовый — синего. Эти взгляды подкреплялись наблюдениями над природой. В пасмурную погоду он замечал, как цвет заходящего солнца переходит от желтого к красному. Эти два цвета Гёте называл солнечными, теплыми, активными.

Синий и фиолетовый он определял как холодные, пассивные цвета ночи. Зеленый цвет, по его мнению, получается путем простого смешения дополнительных цветов — желтого и синего.

Дальнейшее усиление красного (желто-красный) и фиолетового, якобы, дает пурпурный цвет.

Гёте также заметил, что после длительного восприятия какого-либо одного цвета в нашем глазу вызывается дополнительный цвет в виде последовательного образа. В отличие от своих современников, которые видели в этом болезненное отклонение зрения, он объяснял последовательный образ естественной реакцией организма на полученное раздражение. Вывод, сделанный Гёте из этого явления, не вызывает никаких возраже­ний: если в поле зрения будет находиться дополнительный цвет, то по­стоянно будет происходить разрядка и глаз будет отдыхать. Таким образом, создается равновесие, гармония. Поскольку это равновесие достигалось при помощи дополнительных цветов, Гёте называет его гармоничным. Гете располагает цвета по кругу согласно своей гипотезе о возникновении цветов.

­Мы находим у него также указания на эстетическое воздействие различных цветовых сочетаний, вытекающих из принятого им цветового круга.

Он называет сочетание противоположных в круге (расположенных друг против друга) цветов гармоничным, сочетание чужеродных (отда­ленных соседних цветов) — характерным и, наконец, сочетание родст­венных (соседних) цветов — негармоничным.

Критика Гёте закономерностей, открытых Ньютоном, лишена всякой научной доказательности. Она базируется на ошибочном предположении, что смешение спектральных цветов должно давать такие же результаты, как и смешение пигментов.

Закономерности, открытые ученым-физиком в результате тщатель­ных измерений, глубокого знания предмета и многочисленных опы­тов, были недоступны пониманию Гёте. Он многое объяснял, основы­ваясь на своих философских воззрениях, а не рассматривая цвет гла­зами физика. Этим объясняется то, что некоторые позиции его учения о цвете находятся в противоречии с наукой. Правильные положения, касающиеся психологического воздействия цвета на человека, уживают­ся в его учении с неверными представлениями о физической природе цвета. Гёте прав, когда утверждает, что белый цвет воспринимается как единое целое. Однако его утверждения, что белый свет неразложим, неверно.


Эти ошибки и послужили главным образом причиной того, что неко­торые известные исследователи природы цвета (например, Оствальд) впоследствии считали учение Гёте о цвете слишком эмоциональным и отвергали его из-за «поэтично примитивной формы». Но, несмотря на это, идеи Гёте о воздействии цвета и гармонии цветов служили в прош­лом исходными позициями для художника.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: