Современное состояние учения о цвете

Современные ученые-специалисты по цвету зани­маются вопросами систематизации цветов, основываясь на достижениях науки и практики. Исходнымиданными этой систематизации являются колориметрия (измерение цветов), а также определение диапазона яр­кости пигментов и цветовых световых лучей по системе МКО.

Не раз подчеркивалось, что наряду с изложением закономерностей воздействия цвета необходимо создать нормативную систематизацию цветов. При этом под системой следует понимать не просто определен­ный порядок регистрации совокупности координат цвета излучения. Сис­тема распространяется также на изложение простых эстетических свя­зей (цветовые сочетания и цветовые ряды) и на использование цвета с учетом его выразительности.

Нормативы должны, далее, распространяться на ассортимент и изготовление стандартных цветов (не смешивать с типизацией красок) и на качество всех стандартизированных красителей и пигментов.

Кроме этого, современное цветоведение занимается вопросами целесообразного и целенаправленного цветового оформления во всех сфе­рах жизни и деятельности человека, вопросами правильного использо­вания динамики цвета. Этот раздел цветоведения оказывает самое непосредственное влияние на работу художника и архитектора, в част­ности на цветовое решение интерьеров всех видов. В центре внимания исследователей находится целесообразное цветовое решение производственных помещений, лечебных учреждений и учебных заведений. Под целесообразным здесь следует понимать решение, повышающее произво­дительность труда, предохраняющее от несчастных случаев, успокаиваю­щее или возбуждающее.

Известно, что в основе воздействия цвета лежит сложное взаимодействие светового раздражения, функции органов зрения и процессов, происходящих в зрительных центрах головного мозга. Специалисты по цветоведению и врачи (физиологи и психологи) изучают условия труда, чтобы выбрать для каждого отдельного случая оптимальное цветовое оформление. Они устанавливают, какое цветовое решение лечебных уч­реждений ускоряет процессы лечения и выздоровления или какие соче­тания цветов повышают в школах внимание учащихся и одновременно снижают утомляемость зрения.

В Гроссботтене близ Лейпцига, месте долголетней работы Остваль­да, разрабатывается под руководством Манфреда Адама, помощника Оствальда, основополагающая система цветов. Бывший институт Виль­гельма Оствальда в наше время входит в состав Академии наук как отдел колориметрии и цветоведения Физико-технического института.

­Результаты исследовательских работ, проводимых в Гроссботтене, нашли свое первое отражение в цветовой карте TGL.Цветовая карта TGL является системой, регистрирующей всю совокупность координат цвета излучения, и одновременно основной системой всех эстетических структур и систематизаций в области цвета. Наряду с Гельмгольцем, Рунге и Оствальдом следует назвать также еще Менселла, Бауманна и Празе.

Американский художник Альберт Менселл создал заслуживающую

внимания систематизацию цветов, исходившую, правда, главным обра­зом из художественно-эстетических положений.

Большую помощь в практической работе художнику оформителю, а также и работникам других родственных профессий оказали карты цветовых тонов Пауля Бауманна и Отто Празе из г. Ауэ. Карты были составлены под углом зрения простоты их практического использования и основывались на рациональном принципе смешения: все цветовые ряды образованы из исходного пигмента (тем­ного или насыщенного) и белого. Атлас цветов к цветовым картам Бауманна—Празе содержал 1159 различных цветов, снабженных последо­вательной нумерацией. Обозначение цветов, к сожалению, сделано не по принципу систематической разбивки на определенные цветовые области, а по принципу последовательного перечисления; это значитель­но затрудняет пользование атласом.

В 1931 г. была введена международная трехцветная система изме­рений Международной комиссии по освещению (МКО), которая откры­ла путь для единой международной колориметрии.

В ХХ в. продолжается процесс дифференциации и специализации наук и производства. Появляются все новые и новые цветовые системы, пространственные тела в виде двойного конуса (Оствальд, Рабкин), спиралевидной фигуры (Менселл), Многогранников со скругленными и острыми ребрами (Юстова, Кюпперс). Строятся различные цветовые круги, раз­рабатываются атласы цветов. Подобно тому, как слово в литературе оторва­лось от своей вещественной сути и обрело самоценность, так же и цвет в науке и технике порой теряет визуальные качества и превращается в систему чисел: современная колориметрия не «смотрит» на цвет, она его вычисляет. Подразделение на главные и второстепенные цвета почти всюду потеряло актуальность. Лишь в некоторых областях деятельности, где требуется быстрая и безошибочная узнаваемость цвета (геральдика, сигнализация, ко­дирование), главные цвета сохранили свои позиции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: