Себестоимость

Коммерческие затраты, затраты на сбыт, управленческие расходы, производственные и непроизводственные затраты.

Периодизированная себестоимость, себестоимость единицы продукции (можно связать только прямые затраты).

S’ = Зпер/Q – единичная себестоимость

Себестоимость: полная и усеченная.

Полная – включает в себя все затраты, может рассчитываться разными подходами.

Классификационные подходы к затратам:

· прямые/косвенные – прямые???????? косвенные – з/п начальнику цеха. S’п = Зпр+Зкосв

· основные/накладные (Absorption-costing), основные - затраты, которые отражают связь между затратами и производственными процессами, накладные – остальные. S’п = Зпр + Зкосв/Q

· переменные/постоянные. S’п = Зосн + Знакл, (S’п – полная себестоимость, З – затраты)

S’п = Зпр.осн + Зпр.накл + Зосн.косв/Q + Знакл.косв/Q

S’п = S’пер + Зпост/Q

∑S’пол = ∑S’пер + Зпост

Усеченная себестоимость (direct-costing) существует в 2х формах: построенная, на прямых затратах, либо на переменных.

Системы учета – совокупность приемов, обеспечивающих сбор затрат.

Калькулирование – совокупность методов (расчетов), обеспечивающих определение себестоимости.

Методы калькулирования: позаказный и попроцессный. Зависит от типа производства какой из этих методов используется.

Все затраты за рассматриваемый период собираются вместе.

Типы производств: единичное, серийное, поточное, непрерывное.

Поточное и непрерывное – попроцессный, серийное и поточное – позаказный.

Направления системы учета:

· для определения себестоимости продукции

· для решения проблем, связанных с управлением на предприятии (учет по центрам ответственности)

· учет затрат для обоснования управленческих решений

Система проблемного учета – осуществляется на нерегулярной основе (релевантные затраты).

Релевантность:

· релевантные затраты

· релевантные доходы

Ситуации принятия решений:

1. Ориентация на затраты

2. Ориентация и на затраты, и на доходы (по прибыли)

3. Ориентация на рентабельность использованного капитала

Релевантные затраты – это те будущие затраты, величина которых определяется параметрами принимаемого решения (относятся только те затраты, которые меняются при переходе от альтернативы к альтернативе).

Нерелевантные затраты – это те будущие затраты, величина которых определяется параметрами принимаемого решения.

Без/невозвратные расходы – затраты, обусловленные принятыми ранее решениями.

Амортизация – безвозвратные затраты (всегда иррелевантные).

Затраты упущенных возможностей = альтернативные издержки (из-за ограниченности ресурсов; в бухгалтерии (балансе) их нет).

Восстановительная цена – цена, по которой в будущем можно восстановить имущество.

Инкрементные затраты (дополнительные, диффенциальные, дифференциальные) – затраты, связанные с производством и продажей дополнительных изделий.

Доходы – аналогично (как предельные, только на все группы товаров).

При учете релевантных затрат иррелевантные должны либо исключаться из описания всех альтернатив, либо включены во все альтернативы.

Пример 1. Компания рассматривает возможность заключения контракта сроком на 1 год. Для выполнения нужны будут 4 квалифицированных работника. Они могут быть наняты на 1 год с затратами 40 000 д.е. на каждого. Их будет контролировать менеджер, который уже работает в компании с з/п 60 000 в год. Ожидается, что контроль займет у менеджера 10; времени (не доплачивается). Компания вместо новых сотрудников может переподготовить своих. З\п у каждого 30 000 в год. Общие затраты на переподготовку – 15 000. Если эти сотрудники будут взяты для контр., то для их замещения потребуется нанять новых работников с общими затратами 100 000 в год. Требуется определить релевантность затрат, которые необходимы для принятия решения.

1.40т.*4 = 160т. 2. 15т. + 100т. = 115т.

Система «Директ-хостинг» (на единицу продукции относятся только прямые (переменные) затраты, а все косвенные (постоянные) рассматриваются, как затраты периода, и на единицу продукции не распределяются).

Сравнительная характеристика:

традиционные методы калькулирования полной себестоимости и калькулирование по видам деятельности.

Вид деятельности – совокупность многих взаимосвязанных операций (действий), которые приводят к выполнению поставленной задачи.

Типичные виды вспомогательной деятельности: составление графика производства, наладка оборудования, перемещение материалов, закупка материалов, учет поступивших материалов, обработка заказов.

В сфере основной деятельности (промышленное производство): обработка и сборка.

Драйвер затрат (функциональный фактор) – показатель, отражающий причину потребления ресурсов в ходе выполнения данного вида деятельности.

3 группы драйверов:

1. Количественные (операционные): количество производственных циклов, количество запусков и т.п.

2. Временные – учитывается еще и время, затраченное на это.

3. Интенсивные – иногда в ABC драйверы объёмонезависимые.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: