Тема 4. Монополия и потери общества

Монополия представляет собой такую рыночную структуру, при которой на рынке действует единственная фирма-продавец какого-либо товара. В силу того, что фирма-монополист контролирует рынок цели­ком, остаточный спрос на ее продукцию относительно неэластичен. Мо­нополист является ценополучателем - объем его продаж оказывает вли­яние на цену, по которой этот объем может быть продан. Рассмотрим проблему максимизации прибыли для монополиста. Чем большее коли­чество товара монополист хочет продать, тем ниже должна быть цена единицы товара. В силу действия закона спроса, предельная выручка - повышение выручки при увеличении объема продаж на единицу - со­кращается по мере роста продаж. Чтобы совокупная выручка монополи­ста при этом не уменьшалась, снижение цены (то есть потери монополи­ста на каждой дополнительной единице продаваемого товара) должно компенсироваться большим процентным увеличением объема продаж. Следовательно, монополисту целесообразно проводить свои операции в эластичной части спроса.

По мере роста выпуска растут (или, по крайней мере, неизменны) предельные издержки монополиста. Фирма будет расширять выпуск до тех пор, пока дополнительная выручка от продажи дополнительной еди­ницы товара превышает или, по крайней мере, не меньше дополнитель­ных издержек, связанных с ее производством, поскольку, когда издержки производства дополнительной единицы выпуска превышают дополни­тельную выручку, монополист терпит убытки.

Формализуем сказанное. Пусть π- прибыль монополиста (π = TR-ТС, где TR - совокупная выручка монополиста, ТС - его общие издерж­ки). И выручка, и объем затрат зависят от количества произведенной и проданной продукции. Следовательно, прибыль является функцией ко­личества π= f(Q). Условия максимизации прибыли:

Первое условие: MR=MC, где – предельная выручка, – предельные издержки.

Второе условие: .

Прибыль максимальна, если при равенстве предельной выручки предельным издержкам предельная выручка с увеличением выпуска со­кращается в большей степени, чем предельные издержки. В условиях мак­симизации прибыли монополистом предельные издержки, в отличие от модели рынка совершенной конкуренции, могут убывать. Монополист может, максимизируя прибыль, отказаться от повышения выпуска, даже если предельные и средние издержки производства снижаются. Это, как известно, служит одним из аргументов в пользу тезиса о производствен­ной неэффективности монополии.

Найдем цену, которую установит монополист, максимизирующий прибыль. Для этого покажем зависимость предельной выручки от цены:


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: