Вопрос. Различие как характеристика человеческого мира

Разнообразие свойственно всем трём мирам. Но возможности разнообразия здесь неодинаковы.

Разнообразие неорганической природы принципиально ограничено. Это видно на примере периодической системы химических элементов Менделеева. Это разнообразие не может быть продолжено до бесконечности, так как увелечение количества химических элементов ограничены законом распада. достигнув определённого предела химические элементы становятся неустойчивыми.

Мир живых существ с первого взгляда поражает своим разнообразием. Например во влажном тропическом лесу на 2-3 квадратных километров ботаники насчитывают до 3х тысяч видов растений и т.д. Но всё это разнообразие также имеет границу. эту границу устанавливает борьба за существование. количество видов регулируется количеством доступной пищи.

Разнообразие социального мира проявляется в различиях смыслов и осмысленных действий человека. Поскольку смысл возникает в ситуации отнесения, которая существует благодаря отрицанию наличного и явлению не наличного, то есть благодаря небытию, то разнообразие смысла принципиально не может быть ограничено, так как небытие не имеет границ. Смысл возникает как новое и это возникновение постоянно возможно. Нельзя даже абстрактно предположить, что придёт время, когда может быть помыслена последняя мысль и больше никаких мыслей человечество не породит. То есть так как каждый смысл обладает своим содержанием и отличием от другого, то это различие смыслов и составляет основание неисчерпаемости, разнообразия человесекого мира. А процесс установления различия является онтологической характеристикой мира человека. ДеллЁз("Различия и повторения") и ДерридА, французские философы постмодернистской традиции, вошли в философию, как философы, сделавшие различание, дифференциацию объектом своего анализа.

Ницше говорил, что жизнь остаётся вне осмысления.

в 20 столетии мир был представлен через понятие Ризомо (нижняя часть дерева). Французские модернисты анализируя само единичное, отказавшись от всеобщих универсальных законов, через молчаливую установку "забудь про Гегеля всяк входящий в эту философию", пришли к выводу о том, что в каждом уникальном творении до начала действия отсутвуют основания. этот метод привёл к тому, что любое уникальное творение не имеет основание. а по скольку жизнь человека состоит из этих творений, то получается, что исчезают основания. Все попытки поисков этих оснований оказываются необходимым условием уверенности человека в этом мире. Философия даёт основу мира.

5 вопрос. От классического к постклассическому образу социальной реальности.

Интуитивно общество мы воспринимаем, как объединение людей для совместной жизни, в котором имеется организованность, порядок, то есть очевидно, что общественная солидарность людей покоится на определённых основаних. в 19 веке мыслители исходили из того, что общение людей обеспечивается самой необходимостью совместного бытия. Люди сами осознают необходимость и удобство совместной жизни. Войны и эпидемии лишь эпизоды неспособные разрушить целостность общества. Причём этому подходу было характерно исключение из теоретическиго рассмотрения субъективного мира отдельного человека. Общественная жизнь не зависит от субъективного произвола. Можно выделить 2 разновидности этого подхода:
Гегель связывал структуру общественной жизни с духовной культурой.
Карл Маркс считал таким основанием экономику, хозяйственную жизнь.

Духовная культура у Гегеля читай абсолютная идея, объективна и не может быть отменена по прихоти отдельных лиц. Наоборот человек входящий в общество осваивает эти нормы, подчиняется им.

Маркс считал, что необходимой предпосылкой общественной жизни является производство материальное и экономические отношения и поэтому они являются онтологической основой, обеспечивающей единство в обществе. Абсолютизация этой основой у Маркса связано с тем, что он отождествил понятие "человек вообще" с понятием "экономическтй человек", абстракцией выработанной Адамом Смиттом и Давидом Дарикардо. Это привело к выводу о том, что человек в большинстве случаев совершает поступки исходя из экономической целосообразности, выгоды. она принуждает человека к сотрудничеству, но в реальной жизни люди ведут себя исходя из самых разных побуждений и далеко не всегда исходя из экономической целосообразности. часто люди пренебрегают ею, если например достижение материальной выгоды чревато утратой собственного достоинства. Например, девушка выходя за богатого теряет собственное достоинство, попадая в золотую клетку.
Целые народы могут пойти на ухудшению материального положения во имя отстаивания национального достоинтства или во имя обретения независимости. То есть экономика конечно является предпосылкой, но вместе с тем общество для своего существования нуждается в условиях ГУМАНИТАРНОГО ПОРЯДКА. и этот вывод нашёл своё выражение в философии 20 века, здесь стало ясно, что общение людей предполагает доверие и солидарность, как онтологическое основание. например Франк говорил, что может быть более органичным чем содержание армии, здесь личности нет.Но Если у солдат нет внутреннего чувства солидарности, патриотизма, то без этого армия существовать не может. если продавец никогда бы не пустил в свою лавку покупателя, если он не был уверен, что это честный человек. эта честность является необходимым условием, обеспечивающем сплочённость. Внешние отношения предполагают внутреннюю связь между людьми. Она существенна для общественной жизни.

Особенность социальной философии в том, что социальная реальность начинает рассматриваться через призму отдельной личности. Из положения, что человек живёт в обществе и формируется как человек по средствам включения в общественную жизнь, классическая мысль сделала вывод о том, что общество мудрее и ценнее индивида. Отношения индивида и общества предстали в упрощённом виде, так как были сведены к усвоению индивидом социальных ценностей, которым придавалось заведомо более высокое значение. Эти общественные нормы потенциально предполагались как идеалы. Следовательно совершенствование общества должно предшествовать совершенствованию индивида. В постклассической философии это отношение изменяется и философия формирует более глубокое понимание человеческой природы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: