ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
(Конспект лекций)
Лекция 1. Предпринимательство как экономическая категория, его сущность и содержание
схема предпринимательства
Предпринимательство – это самостоятельная инициативная деятельность юридических и физических лиц, осуществляемая ими в гражданском обороте от своего имени на свой риск и под свою имущественную ответственность, направленную на получение хозяйственного результата и на этой основе прибыли.
Основными субъектами предпринимательства являются:
1. Предприниматель
2. Юридическое лицо (коммерческая организация)
3. Государство
Объектом предприятия является товар или услуга.
Целью предпринимательства является поиск и реализация общественно полезной бизнес-идеей и получения на этой основе прибыли.
Предпринимательство как явление и как процесс основано на следующих основополагающих принципах:
1. самостоятельность и независимость хозяйственных субъектов;
2. экономическая заинтересованность;
|
|
3. общественная полезность производимого продукта или услуги.
Для становления предпринимательства необходимы следующие базовые условия:
- рыночно-конкурентная среда хозяйствования;
- свобода выбора вида хозяйственной деятельности;
- наличие прав собственности на имущество, производимый продукт и получаемый доход;
- свод законов, определяющий правовое поле предпринимательства;
- поддержка государства на начальной стадии (становлении) предпринимательства.
Для осуществления предпринимательского процесса необходимы следующие виды капиталов (ресурсов):
1. основной капитал (здание, сооружение, машины, оборудование);
2. оборотный капитал (сырье, материалы, энергия, топливо, рабочая сила);
3. денежный капитал;
4. информационный капитал (знание о предмете и способах ведения дела, статистические данные о бизнесе в данной отрасли, данные о продуктах-аналогах и др.);
5. интеллектуальный капитал (конструкторско-технологические проекты, патенты, ноу-хау) и др.
Таким образом, вырисовывается принципиальная схема предпринимательства, которая имеет следующий вид.
|
|
|
Mf Mp
Mf -- денежный капитал, с помощью которого предприниматель приобретает исходные капиталы F;
P – продаваемые продукты или услуги, а Mp – денежные средства от реализации продуктов, при этом Mp > Mf.