Этика предпринимателя

И тенденции их развития. Деловой портрет предпринимателя

Типичные представители предпринимателей

Трактовка социальной деятельности предприятия – это человек, собственник денежных средств, приобретший на рынке средства производства, рабочую силу, организующий их труд, извлекающий прибавочную стоимость исходя из свойств товара – создавать большую стоимость. Это дает экономический стимул для инициативной деятельности предприятия в части поиска и внедрение в хозяйственную жизнь новых товаров и технологий, новых технологий, управлений людьми, освоение новых рынков, получение эффективных источников сырья. Поэтому ведущий типаж предпринимателя:

Новатор. Далее предприниматель должен организовать дело, привести определенным образом в движение средства производства, рабочую силу, внедрение новых факторов производства. Из этого следует второй типаж предпринимателя – организатор.

Для предпринимателя характерно обеспечение соответственно спроса и предложения товаров в условиях конкуренции, а это связано с постоянным риском. Поэтому умение организовать дело с минимальным риском – это третий типаж предпринимателя. Достигается мерами по снижению риска.

Бизнес-процесс как явление требует от предпринимателя предельной концентрации усилий и высокой работоспособности – 4-ый типаж предпринимателя. Бизнес-процесс на должном уровне требует всесторонних знаний предпринимателя, необходимо:

- уметь увязывать экономические факторы производства с политикой, техникой, юриспруденцией, психологией, экономикой, экологией – 5-ый типаж предпринимателя.

Бизнес-процесс требует от предпринимателя качеств экономиста и менеджера, так как он должен уметь обосновать цель фирмы, привлечение инвестиций, маркетинг, план выпуска продукции, экономические показатели, перспективу роста фирмы, ценообразование, организацию производства, заключение сделок, социальную политику (оплата труда, охрана здоровья, переподготовка кадров, умение работать с людьми, движение кадров по служебной лестнице) – 6-ый типаж предпринимателя.

Таким образом, формируется комплексный и системный деловой портрет предпринимателя как совокупность и взаимосвязь его основных типажей.

Деловая этика – это комплекс общепринятых норм поведения предпринимателя во внешней и внутренней средах фирмы, направленная на удовлетворение потребностей рынка, конкретных потребителей, общества и государства.

Деловая этика базируется на общих этических правилах и профессиональной этики. Общие этические правила основываются на неписанных правилах (умение держать слово, честность, авторитет, совесть и др.).

Профессиональная этика проявляет себя во взаимодействии предпринимателя с внешней и внутренней средой:

а) верность своим обязательствам в отношениях с деловыми партнерами, поставщиками и потребителями;

б) умение плодотворно и корректно вести деловые переговоры;

в) умение взаимодействовать с общественными организациями (союзы предпринимателей, потребителей и т.п.);

г) умение вести конкурентную борьбу, не нарушая норм сложившихся в предпринимательской среде;

д) умение взаимодействовать с территориальными органами власти при решении региональных и экологических проблем. Этические проблемы потребителей защищает государство через белорусское общество защиты потребителей.

Этика предпринимателя во внутренней среде связана с отношением наемными работниками. От того как удовлетворены интересы, напрямую зависит коммерческий успех предпринимательского дела.

Вследствие несоблюдения предпринимательской этики может быть:

1. Сужение круга деловых партнеров, а следовательно сужение сделок.

2. Банкротство предпринимателя.

3. Лишение свободы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: