Полевая лингвистика

В зависимости от конкретной цели исследования используются различные методы обнаружения языковых фактов. Наиболее активно используется целенаправленное интервьюирование по определенной программе.

Полевая лингвистика

Полевая лингвистика

Полевая лингвистика, являясь экспериментальной областью знания, использует как традиционные методы описательного языкознания, так и специфические методы.

Полевая лингвистика

Задача исследователя – эффективно воздействовать на языковую деятельность информанта. В нормальных условиях языковая деятельность осуществляется говорящими спонтанно, и продукты спонтанной речи – наиболее объективные данные о языке. Создание условий, максимально приближенных к естественным, оптимально, но не всегда осуществимо. Например, магнитофон заставляет говорящего контролировать свою языковую деятельность.

Для рядового носителя языка работа информантом – необычный вид языковой деятельности, поэтому наиболее ценная способность информанта – его научаемость, а также терпение и отсутствие чувства «языкового престижа» (во всех случаях затруднения с ответом не пытаться сохранить престиж знатока языка).

Учет «человеческого фактора» является залогом успешной работы. Информант – не автомат по производству языковых выражений, а живой человек со всеми своими настроениями, эмоциями, интересами …

Наиболее продуктивными являются следующие методы:

l перевод с языка-посредника на язык-объект (в исходном языковом выражении, которое предлагает исследователь, содержатся такие компоненты смысла, оформление которых интересует исследователя),

l парадигматический метод опроса (выявляются парадигматические отношения между языковыми выражениями языка-объекта, например различными грамматическими формами какого-либо слова),

l метод подстановок (замена в исходном высказывании одного элементарного смысла),

l перекрестный метод (вопросы задаются в разброс с целью подавить нежелательные связи между вопросами),

l ассоциативный метод (по ассоциации с текущим высказыванием строятся новые высказывания),

l перифразирование,

l наводящие вопросы (чтобы избежать прямых вопросов, интересующих исследователя),

l извлечение примеров (на значение слова, грамматическое значение),

l стимул с исправлениями (намеренное искажение языкового выражения на языке-объекте с целью убедиться в правильности формы, которой исследователь ожидает от информанта) и др.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: