Защита прав потребителей

Налоговое регулирование в страховании

Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе взимания налогов с изготовителя, составляет налоговое регулирование страховой деятельности.

Налог - это обязательный платеж, уплачиваемый налогоплательщиком в бюджет соответствую­щего уровня или в государственные внебюджетные фонды.

В налоговую систему Российской Федерации включены федеральные, региональные и местные налоги.

Объекты налогообложения в страховании: имущество; прибыль; доход и выручка от реа­лизации страховых услуг.

Налогоплательщики в страховании - юридические и физические лица, участвующие в страховой деятельности, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги. Они обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать на­логи; вести бухгалтерский учет; составлять и своевременно сдавать в налоговые органы отчеты о финансово-хозяйственной деятельности; обеспечивать сохранность документации не менее пяти лет; предоставлять налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере сумм сокрытого или заниженного дохода, выявленного про­верками налоговых органов; представлять письменные пояс­нения мотивов отказа подписания актов проверки, произведен­ной налоговыми органами; выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодатель­ства о налогах; сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятии решений до ликвидации (реорганизации) юридического лица.

Надзор за соблюдением налогового законодательства в страховании, пра­вильностью исчисления, полнотой и своевременностью упла­ты налогов и других обязательных платежей страховыми организациями осуществляет на­логовая инспекция, которая наделена правами: проверять де­нежные документы, бухгалтерские книги, отчеты и другие бух­галтерские документы; изымать документы, свидетельству­ющие о нарушении финансово-хозяйственной деятельности; назначать по результатам проверки штрафы и насчитывать пеню за выявленные нарушения; предъявлять иски в суды и арбит­ражные суды и др.

Гарантируемая государством поддержка страховой деятельности обеспечивает, в том числе и налоговые послабления для страховых организаций (участвующих, например, в обязательном и добровольном медицинском страховании).

Правовые отношения по защите прав потребителей строят­ся на основе Закона РФ «О защите прав потребителей».

Согласно ст.2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование- это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных собы­тий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируе­мых из уплачиваемых ими страховых взносов. Упомянутые отношения состо­ят в том, что страховщик оказывает услугу страхования страхо­вателю. Таким образом, страховщик выступает как производитель услугистрахования, а страхователь - как потребитель услуги.

Следовательно, стра­ховые отношения в определенных случаях подпадают под дей­ствие закона РФ «О защите прав потребителей», который опре­деляет права потребителей и ответственность продавца, оказы­вающего страховую услугу.

Страховые интересы физических и юридических лиц реа­лизуются через потребности и спрос на страховые услуги. Кро­ме того, целый ряд страховых услуг социально ориентирован­ное российское государство признает обязательными, опреде­ляя правила страхования. Но в рыночной экономике страхов­щики могут навязывать потребителям выгодные для себя ус­ловия приобретения услуг или оказывать услуги ненадлежа­щим образом, нарушая права страхователя как потребителя услуги. Поэтому потребителю необходима государственная поддержка в форме законодательства по защите права потре­бителя, которое заставляет фирмы оказывать доброкачествен­ные услуги.

Закон РФ «О защите прав потребителей» регулиру­ет отношения с участием потребителей услуг, определяет пра­ва потребителей и механизм их реализации, регулируя законо­дательную защиту прав потребителей в России.

Источником права в данном случае выступает не только Закон РФ «О защите прав потребителей», но и основные право­вые акты, являющиеся для него правовой базой: Конституция РФ, Уголовныйкодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; законы, определяющие условия обязательного страхования.

Кодекс РФ об административных правонарушениях - ст. 146, 147, 149, 150, 157 и др. уже определяют ад­министративную ответственность нарушения работников пред­приятий (фирм) за обман покупателей и заказчиков и т. д.;

Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 200) преду­сматривает уголовную ответственность за введение в заблуж­дение относительно потребительских свойств или качества ус­луги или иной обман потребителей.

Гражданский кодекс Российской Федерации (в его новой редакции) определяет статус гражданина, собственности, сдел­ки, вопросы чести и достоинства гражданина, а также регули­рует предпринимательские и имущественные отношения граж­дан.

Сам Закон Российской Федерации «О защите прав потре­бителей» от 07.02.1992 г., регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами страховых услуг, устанав­ливает права потребителей на приобретение услуг надлежаще­го качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получе­ние информации об услугах и их исполнителях (продавцах), а также гарантирует государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав и ответственность за нарушение этих прав производите­лями (исполнителями, продавцами) услуг.

Требования этих законодательных актов обязательны для выполнения на территории РФ всеми изготовителями и про­давцами услуг. Они предусматривают запрет на реализацию услуг, не отвечающих установленным законами об обязатель­ном страховании, требованиям, правилам и договорам независимо от согласия потребителей этих услуг.

На страховые фирмы распространяются общие правила тор­говли, обязывающие продавца услуги надлежащим образом отражать оплату услуги в платежных документах и выдавать платежные документы покупателю услуги, удостоверяющие факты получения продавцом денег через банковские учрежде­ния или кассу бухгалтерии фирмы.

При разногласиях по вопросу возникновения недостатков при оказании услуги продавец (страховщик) обязан организо­вать проведение экспертизы, неся расходы, связанные с прове­дением такой экспертизы, если не доказано, что недостатки возникли по вине покупателя.

Важно отметить и то, что Закон предоставляет потребителю право на возмещение морального вреда при ненадлежащем оказании услуг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: