Налоговое регулирование в страховании
Совокупность правовых норм, регулирующих отношения, возникающие в процессе взимания налогов с изготовителя, составляет налоговое регулирование страховой деятельности.
Налог - это обязательный платеж, уплачиваемый налогоплательщиком в бюджет соответствующего уровня или в государственные внебюджетные фонды.
В налоговую систему Российской Федерации включены федеральные, региональные и местные налоги.
Объекты налогообложения в страховании: имущество; прибыль; доход и выручка от реализации страховых услуг.
Налогоплательщики в страховании - юридические и физические лица, участвующие в страховой деятельности, которые в соответствии с законом обязаны уплачивать налоги. Они обязаны: своевременно и в полном объеме уплачивать налоги; вести бухгалтерский учет; составлять и своевременно сдавать в налоговые органы отчеты о финансово-хозяйственной деятельности; обеспечивать сохранность документации не менее пяти лет; предоставлять налоговым органам необходимых для исчисления и уплаты налогов документы и сведения; вносить исправления в бухгалтерскую отчетность в размере сумм сокрытого или заниженного дохода, выявленного проверками налоговых органов; представлять письменные пояснения мотивов отказа подписания актов проверки, произведенной налоговыми органами; выполнять требования налоговых органов об устранении выявленных нарушений законодательства о налогах; сообщать налоговым органам в десятидневный срок о принятии решений до ликвидации (реорганизации) юридического лица.
|
|
Надзор за соблюдением налогового законодательства в страховании, правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты налогов и других обязательных платежей страховыми организациями осуществляет налоговая инспекция, которая наделена правами: проверять денежные документы, бухгалтерские книги, отчеты и другие бухгалтерские документы; изымать документы, свидетельствующие о нарушении финансово-хозяйственной деятельности; назначать по результатам проверки штрафы и насчитывать пеню за выявленные нарушения; предъявлять иски в суды и арбитражные суды и др.
Гарантируемая государством поддержка страховой деятельности обеспечивает, в том числе и налоговые послабления для страховых организаций (участвующих, например, в обязательном и добровольном медицинском страховании).
Правовые отношения по защите прав потребителей строятся на основе Закона РФ «О защите прав потребителей».
Согласно ст.2 Закона РФ «Об организации страхового дела в Российской Федерации» страхование- это отношения по защите имущественных интересов физических и юридических лиц (страхователей) при наступлении определенных событий (страховых случаев) за счет денежных фондов, формируемых из уплачиваемых ими страховых взносов. Упомянутые отношения состоят в том, что страховщик оказывает услугу страхования страхователю. Таким образом, страховщик выступает как производитель услугистрахования, а страхователь - как потребитель услуги.
|
|
Следовательно, страховые отношения в определенных случаях подпадают под действие закона РФ «О защите прав потребителей», который определяет права потребителей и ответственность продавца, оказывающего страховую услугу.
Страховые интересы физических и юридических лиц реализуются через потребности и спрос на страховые услуги. Кроме того, целый ряд страховых услуг социально ориентированное российское государство признает обязательными, определяя правила страхования. Но в рыночной экономике страховщики могут навязывать потребителям выгодные для себя условия приобретения услуг или оказывать услуги ненадлежащим образом, нарушая права страхователя как потребителя услуги. Поэтому потребителю необходима государственная поддержка в форме законодательства по защите права потребителя, которое заставляет фирмы оказывать доброкачественные услуги.
Закон РФ «О защите прав потребителей» регулирует отношения с участием потребителей услуг, определяет права потребителей и механизм их реализации, регулируя законодательную защиту прав потребителей в России.
Источником права в данном случае выступает не только Закон РФ «О защите прав потребителей», но и основные правовые акты, являющиеся для него правовой базой: Конституция РФ, Уголовныйкодекс РФ; Гражданский кодекс РФ; законы, определяющие условия обязательного страхования.
Кодекс РФ об административных правонарушениях - ст. 146, 147, 149, 150, 157 и др. уже определяют административную ответственность нарушения работников предприятий (фирм) за обман покупателей и заказчиков и т. д.;
Уголовный кодекс Российской Федерации (ст. 200) предусматривает уголовную ответственность за введение в заблуждение относительно потребительских свойств или качества услуги или иной обман потребителей.
Гражданский кодекс Российской Федерации (в его новой редакции) определяет статус гражданина, собственности, сделки, вопросы чести и достоинства гражданина, а также регулирует предпринимательские и имущественные отношения граждан.
Сам Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей» от 07.02.1992 г., регулирует отношения, возникающие между потребителями и продавцами страховых услуг, устанавливает права потребителей на приобретение услуг надлежащего качества и безопасных для жизни и здоровья людей, получение информации об услугах и их исполнителях (продавцах), а также гарантирует государственную и общественную защиту интересов потребителей, определяет механизм реализации их прав и ответственность за нарушение этих прав производителями (исполнителями, продавцами) услуг.
Требования этих законодательных актов обязательны для выполнения на территории РФ всеми изготовителями и продавцами услуг. Они предусматривают запрет на реализацию услуг, не отвечающих установленным законами об обязательном страховании, требованиям, правилам и договорам независимо от согласия потребителей этих услуг.
На страховые фирмы распространяются общие правила торговли, обязывающие продавца услуги надлежащим образом отражать оплату услуги в платежных документах и выдавать платежные документы покупателю услуги, удостоверяющие факты получения продавцом денег через банковские учреждения или кассу бухгалтерии фирмы.
При разногласиях по вопросу возникновения недостатков при оказании услуги продавец (страховщик) обязан организовать проведение экспертизы, неся расходы, связанные с проведением такой экспертизы, если не доказано, что недостатки возникли по вине покупателя.
Важно отметить и то, что Закон предоставляет потребителю право на возмещение морального вреда при ненадлежащем оказании услуг.