РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ
СОДЕРЖАНИЕ
Учреждение образования
«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ
по дисциплине
«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»
для студентов специальностей
1 – 45 01 04 – Почтовая связь
1 – 45 01 03 - ТКС
Минск 2005
Составитель В.В. Тарасевич
В учебно-методическом пособии по дисциплине «Основы экономической теории (часть I) рассмотрены основные вопросы раздела «Микроэкономика» с целью ускоренной подготовки студентов к экзаменам по специальностям 1 – 25 01 07 – Экономика и управление на предприятии, 1 – 26 02 03 – Маркетинг.
Рецензент Л.Е. Залесская
Издание утверждено на заседании кафедры ЭиУ
«25» мая 200 5 г., протокол № 9/1
Зав. кафедрой _______________Л.Е.Залесская
Раздел I Введение в экономическую теорию…………………………...4
1.1 Экономическая теория......................................................................................... 5
1.2 Методы экономической теории........................................................................... 6
1.3. Потребности........................................................................................................ 7
1.4 Ресурсы................................................................................................................. 8
1.5 Товары.................................................................................................................. 9
1.6.Экономические отношения................................................................................ 10
1.7 Экономические системы.................................................................................... 11
1.8 Основные этапы развития экономической теории............................................ 12
Раздел II Микроэкономика…………………………………………………….14
2.1 Микроэкономика................................................................................................ 14
2.2. Спрос................................................................................................................. 14
2.3 Факторы спроса.................................................................................................. 15
2.4 Индивидуальный и рыночный спрос................................................................ 15
2.5 Предложение и его факторы.............................................................................. 17
2.6 Эластичность...................................................................................................... 17
2.7 Рынок.................................................................................................................. 19
2.8 Потребительские предпочтения и предельная полезность............................... 21
2.9 Эффект дохода и эффект замещения................................................................. 22
2.10 Фирма............................................................................................................... 22
2.11 Виды издержек................................................................................................. 23
2.12 Закон убывающей предельной производительности...................................... 25
2.13 Эффект масштаба............................................................................................. 26
2.14 Выручка и прибыль......................................................................................... 27
2.15 Принцип максимизации прибыли.................................................................... 28
2.16 Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.......................... 29
2.17 Эффективность конкурентных рынков............................................................ 31
2.18 Рыночная власть............................................................................................... 33
2.19 Монополия........................................................................................................ 33
2.20 Монополистическая конкуренция................................................................... 35
2.21 Олигополия....................................................................................................... 36
2.22 Антимонопольное регулирование................................................................... 37
2.23 Спрос на факторы производства..................................................................... 38
2.24 Заработная плата и занятость.......................................................................... 39
2.25 Спрос и предложение труда............................................................................ 40
2.26 Рынок труда...................................................................................................... 41
2.27 Процентная ставка и инвестиции..................................................................... 42
2.28 Рынок капитала................................................................................................ 44
2.29 Рента.................................................................................................................. 45
2.30 Рынок земли...................................................................................................... 47
2.31 Роль государства.............................................................................................. 48
Литература………………………………………………………………………………..50
Экономика — экономическая теория как наука чаще всего характеризуется определением, которое дал ей в 1935 г. известный английский экономистЛайонел Роббинс: «Экономическая наука — наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь различное употребление».
Людям свойственны биологические и социальные потребности. Все стремятся приобрести пищу, одежду, кров, товары и услуги, которые ассоциируются с определенным уровнем жизни. Люди наделены различными способностями и окружены множеством материальных благ — природных и произведенных. Поэтому естественно использовать имеющиеся ресурсы — такие как рабочая сила и управленческие способности, машины и оборудование, земля и минеральные богатства для производства товаров и услуг, удовлетворяющих потребности человека.
Однако ограниченность ресурсов не позволяет полностью удовлетворить все потребности. Совокупность всех потребностей превышает производительные возможности всех имеющихся ресурсов. Вот почему абсолютное изобилие недостижимо в принципе. Этот факт и лежит в основе современного определения экономической науки: она исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максимального удовлетворения потребностей человека.
Все важнейшие сегодняшние проблемы: инфляция, безработица, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, коррупция, корнями уходят в проблему эффективного использования ограниченных ресурсов.