Экономическая теория. Учреждение образования

РАЗДЕЛ I ВВЕДЕНИЕ В ЭКОНОМИЧЕСКУЮ ТЕОРИЮ

СОДЕРЖАНИЕ

Учреждение образования

«ВЫСШИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОЛЛЕДЖ СВЯЗИ»

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ

по дисциплине

«ОСНОВЫ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ»

для студентов специальностей

1 – 45 01 04 – Почтовая связь

1 – 45 01 03 - ТКС

Минск 2005

Составитель В.В. Тарасевич

В учебно-методическом пособии по дисциплине «Основы экономической теории (часть I) рассмотрены основные вопросы раздела «Микроэкономика» с целью ускоренной подготовки студентов к экзаменам по специальностям 1 – 25 01 07 – Экономика и управление на предприятии, 1 – 26 02 03 – Маркетинг.

Рецензент Л.Е. Залесская

Издание утверждено на заседании кафедры ЭиУ

«25» мая 200 5 г., протокол № 9/1

Зав. кафедрой _______________Л.Е.Залесская

Раздел I Введение в экономическую теорию…………………………...4

1.1 Экономическая теория......................................................................................... 5

1.2 Методы экономической теории........................................................................... 6

1.3. Потребности........................................................................................................ 7

1.4 Ресурсы................................................................................................................. 8

1.5 Товары.................................................................................................................. 9

1.6.Экономические отношения................................................................................ 10

1.7 Экономические системы.................................................................................... 11

1.8 Основные этапы развития экономической теории............................................ 12

Раздел II Микроэкономика…………………………………………………….14

2.1 Микроэкономика................................................................................................ 14

2.2. Спрос................................................................................................................. 14

2.3 Факторы спроса.................................................................................................. 15

2.4 Индивидуальный и рыночный спрос................................................................ 15

2.5 Предложение и его факторы.............................................................................. 17

2.6 Эластичность...................................................................................................... 17

2.7 Рынок.................................................................................................................. 19

2.8 Потребительские предпочтения и предельная полезность............................... 21

2.9 Эффект дохода и эффект замещения................................................................. 22

2.10 Фирма............................................................................................................... 22

2.11 Виды издержек................................................................................................. 23

2.12 Закон убывающей предельной производительности...................................... 25

2.13 Эффект масштаба............................................................................................. 26

2.14 Выручка и прибыль......................................................................................... 27

2.15 Принцип максимизации прибыли.................................................................... 28

2.16 Предложение совершенно конкурентной фирмы и отрасли.......................... 29

2.17 Эффективность конкурентных рынков............................................................ 31

2.18 Рыночная власть............................................................................................... 33

2.19 Монополия........................................................................................................ 33

2.20 Монополистическая конкуренция................................................................... 35

2.21 Олигополия....................................................................................................... 36

2.22 Антимонопольное регулирование................................................................... 37

2.23 Спрос на факторы производства..................................................................... 38

2.24 Заработная плата и занятость.......................................................................... 39

2.25 Спрос и предложение труда............................................................................ 40

2.26 Рынок труда...................................................................................................... 41

2.27 Процентная ставка и инвестиции..................................................................... 42

2.28 Рынок капитала................................................................................................ 44

2.29 Рента.................................................................................................................. 45

2.30 Рынок земли...................................................................................................... 47

2.31 Роль государства.............................................................................................. 48

Литература………………………………………………………………………………..50

Экономика — экономическая теория как наука чаще всего характеризуется определением, которое дал ей в 1935 г. изве­стный английский экономистЛайонел Роббинс: «Экономичес­кая наука — наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средства­ми, которые могут иметь различное употребление».

Людям свойственны биологические и социальные потреб­ности. Все стремятся приобрести пищу, одежду, кров, това­ры и услуги, которые ассоциируются с определенным уровнем жизни. Люди наделены различными способностями и окруже­ны множеством материальных благ — природных и про­изведенных. Поэтому естественно использовать имеющиеся ресурсы — такие как рабочая сила и управленческие способ­ности, машины и оборудование, земля и минеральные богат­ства для производства товаров и услуг, удовлетворяющих по­требности человека.

Однако ограниченность ресурсов не позволяет полностью удовлетворить все потребности. Совокупность всех потребно­стей превышает производительные возможности всех имею­щихся ресурсов. Вот почему абсолютное изобилие недости­жимо в принципе. Этот факт и лежит в основе современного определения экономической науки: она исследует проблемы эффективного использования ограниченных производственных ресурсов или управления ими с целью достижения максималь­ного удовлетворения потребностей человека.

Все важнейшие сегодняшние проблемы: инфляция, безра­ботица, бедность и неравенство, загрязнение окружающей среды, коррупция, корнями уходят в проблему эффективного использования ограниченных ресурсов.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: