Как уже отмечалось, рыночное ценообразование по законам спроса и предложения, формирование на этой основе равновесных рыночных цен лежат в основе саморегулирования рыночной экономики, ее способности эффективнее других систем решать экономические проблемы.
Однако, реальность такова, что практически нет стран, где бы не осуществлялась та или иная форма вмешательства государства в процесс ценообразования.
Наиболее распространенными формами этого вмешательства являются:
1. государственный контроль над ценами (установление фиксированных цен)
2. введение потоварных налогов
3. введение потоварных субсидий.
Возникающие в связи с этим вопросы: нужно ли такое вмешательство рынку? В каких пределах?
Установившиеся на рынке цены не всегда устраивают общество. В этом случае государство может устанавливать принудительно (законодательно) фиксированные цены двух типов:
- когда равновесные цены представляются обществу слишком высокими, государство устанавливает цены ниже равновесных (максимальные цены, «потолок» цены);
|
|
- когда равновесные цены представляются обществу слишком низкими, тогда законодательно устанавливаются цены выше равновесных (минимальная цена, «пол» цены)
Последствия фиксации цен:
- если фиксированная цена выше равновесной, следствием будет излишек товара. В этом случае правительство должно позаботиться о том, чтобы реализовать этот излишек. «Пол» цены устанавливается как правило в интересах производителей. Данная практика установления минимальных цен применяется во многих европейских странах на рынках сельхозпродукции – на некоторые виды продукции устанавливаются минимальные цены, чтобы поддержать сельхозпроизводителей.
Если приобретение излишка финансируется из бюджета, то это бремя ложится на налогоплательщиков.
- Если фиксированная цена ниже равновесной, следствием будет дефицит товаров, т.е. часть потребителей исключаются из потребления данного товара.
«Потолок» цены устанавливается как правило в интересах покупателей. Однако людям все равно по какой причине они исключены из потребления – по причине высоких цен или по причине дефицита. Другим негативным последствием является черный рынок.
Другой формой действия государства, влияющего на цену равновесия, можно считать налоги. Они являются традиционным орудием государственного вмешательства и не нарушают условий протекания рыночных процессов, поскольку прямо не диктуют цены и физические объемы сделок. Тем не менее налоги включаются в цену продаваемого товара, а следовательно, влияют на равновесную цену. Последствия введения налогов для рынка могут быть значительными.
|
|
Именно таково влияние косвенных (по-товарных) налогов, к которым в России относятся, в частности, налог на добавленную стоимость (НДС), таможенные пошлины и акцизы на некоторые виды товаров (бензин, табак, алкогольная продукция и др.). Механизм уплаты этих налогов предполагает, что покупатель платит за товар цену с надбавкой в виде косвенного налога, а продавец перечисляет сумму, равную величине налога, в бюджет государства.
В качестве примера допустим, что государство ввело акцизный налог (Т) в виде фиксированной суммы платежа на каждую единицу товара (рис. 2).