Отраслевая специфика обеспечения кадровой безопасности организаций

Организационно-технические меры защиты от шума

Примеры применения

Активная защита от шума находит достаточно широкое применение. Широко ведутся работы по применению такой защиты в салоне автомобиля. При этом используется несколько микрофонов и динамиков. На рис. 5.8 показано какой эффект достигается при изменении числа оборотов двигателя на четырех сиденьях автомобиля. В диапазоне частоты вращения двигателя 3000…6000 об/мин достигаемое снижение от 5 до 20 дБА.

Рис. 5.8. УЗ, дБА, на 4-х сиденьях автомобиля при изменении частоты вращения двигателя: 1 – без активной шумозащиты; 2 – с активной шумозащитой;

На рис. 5.9 приведены спектры снижения шума в помещении на низких частотах. Достигнуто снижение от 5 до 12 дБ в диапазоне частот 70…120 Гц.

Рис. 5.9. Узкочастотный спектр УЗД до (1) и после (2) применения активной шумозащиты

Для снижения шума в салоне самолета было использовано 16 громкоговорителей и 32 микрофона. Были зарегистрированы снижения УЗД: 10…14 дБ на частоте 88 Гц (частота лопасти турбовинтового двигателя); 6…7 дБ на частоте 176 Гц и 4…5 дБ на частоте 274 Гц.

Хороший эффект был получен при снижении шума трансформаторов (низкая частота, ярко выраженные 2…3 гармоники колебаний), дымовых труб (плоская звуковая волна) и др. устройств. Принцип активного шумоподавления используется также для снижения звуковой вибрации в транспортных средствах. Некоторые примеры и эффективность применения активной шумозащиты приведены в табл. 9.2.

Таблица 5.2

Эффективность применения активной шумозащиты

Транспортное средство, установка, агрегат   Снижение УЗД, дБ   Частотный диапазон шумоглушения, Гц
  Салон автомобиля Кабина самолёта Вентилятор Турбомашина Выпуск двигателя внутреннего сгорания Выпуск компрессора АЭ с активной шумозащитой 8…15 10…14 7…10 50…200 До 500 ОЧВ* ОЧВ* До 400 До 400 До 300
* Основная частота вращения

Анализ данных, приведённых в табл. 9.2, показывает, что активная шумозащита эффективна на низких частотах в диапазоне 50…500 Гц. Эффективность активной шумозащиты на отдельных частотах достигает 10…16 дБ. Столь высокая эффективность активной шумозащиты в низкочастотном диапазоне – это её большое преимущество, так как в этой области спектра средства пассивной шумозащиты (например, звукоизоляция, звукопоглощение) имеют сравнительно невысокую эффективность. В то же время невысокая эффективность активной шумозащиты в области высоких частот – её большой недостаток. Активная шумозащита сложна в эксплуатации, сравнительно дорога. Тем не менее, её усовершенствование и широчайшее использование совместно с пассивной шумозащитой для различных условий ещё впереди.

В настоящее время используется большой арсенал организационно-технических мер защиты от шума, которые имеют свою специфику в зависимости от источника шума и объекта шумозащиты.

Так, в градостроительной практике для снижения акустического загрязнения окружающей среды широко применяются следующие меры:

- запрещение звуковых сигналов в городах и населённых пунктах (без каких-либо затрат это позволило на 8…10 дБА снизить шум в городах или почти в 2 раза по субъективному ощущению громкости);

- контроль за шумом в городах (осуществляется местными органами власти);

- ограничение времени движения грузовых автомобилей и мотоциклов (во многих городах Западной Европы движение этих транспортных средств в ночное время ограничено);

- вынос шумных предприятий и производств за черту городской застройки;

- рациональная, с точки зрения шума, организация движения транспортных средств;

- запрещение работы шумных источников (например, громкоговорящей связи на сортировочных горках и грузовых станциях);

- регламентация работы шумных источников (например, запрещение включать громкую музыку после 23 ч).

Для снижения шума на рабочих местах шумных производств широко практикуются такие организационно-технические меры:

- дистанционное управление шумными установками и агрегатами, когда персонал располагается либо в помещениях здания, удалённых от источника шума, либо в специальных кабинах наблюдения и дистанционного управления (эффективность последних достигает 25…30 дБА, что достаточно для большинства практических случаев);

- уменьшение времени пребывания в зоне повышенного шума (выбор времени выбирается из следующего расчёта: сокращение времени пребывания в шумных условиях в 2 раза предусматривает возможность повышения допускаемых УЗ на 3 дБА, в 4 раза – на 6 дБА и т.д.);

- замена шумных источников и агрегатов малошумными, замена технологий с повышенной шумностью на малошумные (например, сварка вместо клёпки, что обеспечило снижение шума на 40…50 дБА) и т.д.;

- правильная эксплуатация и своевременный ремонт оборудования (обеспечивает снижение шума на 3…5 дБА и более).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: