Дополнительные особенности обеспечения кадровой безопасности организаций в современной России
Дополнительная отечественная специфика характеризуется большей степенью вероятности реализации угроз по кадровому направлению деятельности организации, что определяется действием двух групп факторов, отраженных в табл. 2.
Таблица 2.
Объективные факторы | Субъективные факторы |
§ специфическая трудовая ментальность россиян; § ориентация отечественных предпринимателей на активное использование методов недобросовестной конкуренции; § недостатки действующего законодательства | § асоциальные ориентиры собственников конкретной организации; § неэффективность системы управления персоналом организации; § недостаточная профессиональная подготовка руководителей структурных подразделений организации |
К числу объективных относятся факторы, действие которых не зависитот хозяйственного поведения конкретных работодателей. Поэтому они должны учитывать рассмотренные ниже факторы и стремиться нейтрализовать их специальными методами, рассматриваемыми в следующих лекциях.
|
|
Первым фактором выступает трудовая ментальность россиян, особенности которой объективно снижают их потенциальную лояльность работодателю, а главное - ответственность за соблюдение принятых на себя трудовых обязательств, в том числе - в обеспечении его информационной и имущественной безопасности. Данный фактор подробно осматривается в дисциплине «Управление персоналом» ниже приведены только те характерные черты трудовой ментальности россиян, которыепрямо влияют на обеспечение кадровой безопасности организации:
- позиционирование трудовой деятельности как второстепенной по значимости в системе жизненных ценностей и приоритетов, определяющее меньшую степень мотивированности сотрудника к полноценному соблюдению условий найма хотя бы из опасения потерять работу;
- позиционирование работодателя в качестве скорее социального противника, нежели социального партнера, определяющее психологическую готовность сотрудника к умышленному нанесению ему имущественного или неимущественного ущерба в целях «восстановления социальной справедливости» или личной мести;
- развитое чувство коллективизма и солидарности с коллегами по работе, определяющее тенденцию к сокрытию сотрудником от руководства информации о допущенных ими нарушениях в области безопасности, а иногда - готовность к прямому соучастию в таких нарушениях.
Вторым фактором выступает сама «философия» ведения предпринимательства, сложившаяся в нашей стране в 1990-х годах (т. е. в период так называемого дикого рынка). Одним из характерных ее проявлений является ориентация на активное использование методов недобросовестной конкуренции во всех сферах хозяйственной деятельности. Применительно к предметной области настоящей дисциплины, к числу подобных методов следует отнести:
|
|
■ массовое переманивание, наиболее ценных сотрудников у конкурентов;
■ использование таких форм бизнес-разведки, как вербовка, шантаж и подкуп сотрудников конкурирующей организации;
■ подкуп сотрудников бизнес-партнеров в целях склонения к заключению невыгодных для их работодателей договоров;
■ подкуп государственных чиновников в целях создания для своей организации каких-либо конкурентных преимуществ;
■ физическое устранение собственников и топ-менеджеров конкурирующей организации (как наиболее радикальный из откровенно криминальных методов конкурентной борьбы).
Третьим фактором являются недостатки действующего в России трудового законодательства. Разработчики Трудового кодекса РФ (ТК РФ) и других правовых актов опирались на социально-ориентированное трудовое законодательство государств с исторически сложившейся рыночной экономикой. При этом они игнорировали специфические условия становления российского рынка труда и реалии ведения отечественного предпринимательства. В результате отечественные работодатели сегодня не вправе использовать наиболее эффективные технологии управления персоналом, повышающие уровень их кадровой безопасности. В первую очередь это касается технологий:
- отбора кандидатов на трудоустройство, позволяющих осеивать потенциально нелояльных сотрудников;
- мониторинга лояльности персонала:
- наказания сотрудников, нарушивших доверие работодателя, в том числе – в наиболее злостной форме (например, передача конкуренту конфиденциальной информации или коммерческий подкуп).
ПРИМЕР.
Так, использование «детектора лжи» допускается только при наличии письменного согласия кандидата или действующего сотрудника; не допускается легальное формирование «черных списков» (из-за запрета на несанкционированную самим сотрудников передачу третьему лицу информации из его индивидуального досье) и т.п.
К числу субъективных относятся факторы, действие которых напрямую зависит от конкретных работодателей. В случае проявления указанных факторов кадровая безопасность конкретной организации автоматически ставится под угрозу, поскольку они либо прямо провоцируют персонал к различным проявлениям нелояльности к собственному работодателю, либо создают для подобных нарушений «благоприятную почву».
• Первым фактором выступают асоциальные ориентиры собственников конкретной организации. Они выражаются в игнорировании собственником принципа социальной ответственности предпринимателя не только перед обществом (добросовестная выплата налогов, благотворительность и т. п.), но и перед собственным персоналом. На практике подобная ориентация проявляет себя в формах:
■ позиционирования персонала в качестве одного из многих видов ресурсов, потребляемых организацией в процессе осуществления своей уставной деятельности (а не в качестве «человеческого капитала», развитие которого нуждается в постоянных целевых инвестициях и специальных методах экономической, социальной и психологической поддержек);
■ стремления минимизировать собственные издержки по кадровому направлению деятельности организации, в том числе путем экономии затрат на специальное обучение сотрудников, формирование в трудовом коллективе отношений корпоративного духа;
■ подбор топ-менеджмента организации, ориентированного на тоталитарный стиль управления и игнорирование требований доктрины развития человеческого капитала.
|
|
• Вторым фактором выступает неэффективность системы управления персоналом организации. Обычно проявляется в следующих формах.
На стратегическом уровне управления - в общей ориентации кадровой стратегии на доктрину «эффективного потребления трудовых ресурсов» или в полном отсутствии у конкретной организации какой-либо публичной политики по рассматриваемому направлению деятельности. Примеры недопустимых для современной организации стратегических целей и приоритетов по кадровому направлению деятельности систематизированы в табл.3.
Таблица 3