Участники обязательной сертификации

Типовая структура системы обязательной сертификации предусматривает следующий состав участников:

- федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию;

- органы по сертификации;

- испытательные лаборатории (центры);

- заявители.

Основные участники – заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они участвуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.

Заявитель вправе:

- выбирать форму и схему подтверждения соответствия, предусмотренные для определенных видов продукции соответствующими правилами (техническими регламентами);

- обращаться для осуществления обязательной сертификации в любой ОС, область аккредитации которого распространяется на продукцию, которую заявитель намеревается сертифицировать;

- обращаться в орган по аккредитации с жалобами на неправомерные действия ОС и аккредитованных испытательных лабораторий.

Заявитель обязан:

- направлять заявку на проведение сертификации, в соответствии с правилами системы представлять продукцию, нормативную, техническую и другую документацию, необходимую для сертификации продукции;

- обеспечивать соответствие продукции установленным требованиям;

- выпускать в обращение продукцию, подлежащую обязательному подтверждению соответствия, только после осуществления такого подтверждения соответствия;

- указывать в сопроводительной технической документации и при маркировке продукции сведения о сертификате соответствия или декларации о соответствии

- предъявлять в органы государственного контроля (надзора), а также заинтересованным лицам документы, свидетельствующие о подтверждении соответствия;

- приостанавливать реализацию продукции, если срок действия документа (сертификата или декларации) истек, либо их действие приостановлено, либо прекращено;

- извещать ОС об изменениях, вносимых в техническую документацию или технологические процессы производства сертифицированной продукции;

- приостанавливать производство продукции, которая прошла подтверждение соответствия и не отвечает установленным требованиям на основании решений органов государственного контроля.

Органы по сертификации выполняют следующие функции:

- формируют фонд нормативных документов, используемых при сертификации однородной продукции;

- принимают и рассматривают заявки на сертификацию;

- привлекают на договорной основе для проведения испытаний испытательные лаборатории (центры);

- осуществляют контроль за объектами сертификации;

- оформляют и выдают сертификаты соответствия, ведут реестр выданных ими сертификатов соответствия;

- информируют соответствующие органы государственного контроля (надзора) о продукции, поступившей на сертификацию, но не прошедшие ее;

- приостанавливают или прекращают действие выданного ими сертификата соответствия;

- обеспечивают предоставление заявителям информации о порядке проведения обязательной сертификации;

- устанавливают стоимость работ по сертификации на основе утвержденной Правительством РФ методики определения стоимости таких работ.

- ведут реестр сертифицированной продукции;

- организовывают повышение квалификации и аттестации персонала;

- взаимодействуют с изготовителем по своевременной сертификации продукции при изменении требований стандартов.

Организация, претендующая на право работать в качестве органа по сертификации, должна пройти процедуру аккредитации. В настоящее время в РФ создается самостоятельная система аккредитации органов по сертификации и испытательных лабораторий, соответствующая международным нормам. Критерии, которые принимаются во внимание при аккредитации, предусматривают наличие в органе по сертификации:

- квалифицированного и прошедшего специальную подготовку персонала;

- актуализированного фонда нормативных документов на сертифицируемую продукцию (услуги) и методы ее испытаний;

- административной структуры, юридических и экономических возможностей (условий) для проведения сертификации, в том числе испытаний и инспекционного контроля за сертифицированной продукцией;

- организационно-методических документов, устанавливающих правила и порядок сертификации, в том числе правила рассмотрения апелляций и отмены (временного приостановления) действия сертификатов, знаков соответствия;

- реестра сертифицированной продукции.

ОС несет ответственность за обоснованность и правильность выдачи сертификата соответствия, за соблюдение правил сертификации. Органам по сертификации запрещается предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе. Это правило направлено на обеспечение объективности испытаний. Таким образом, если выбор ОС из нескольких организаций, аккредитованных на данную продукцию, принадлежит заявителю, то выбор испытательной лаборатории – только органу по сертификации.

Аккредитованные испытательные лаборатории (ИЛ) осуществляют испытания конкретной продукции или конкретные виды испытаний и выдают протоколы испытаний для целей сертификации. Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов. Основные требования, предъявляемые к испытательным лабораториям: независимость, беспристрастность, неприкосновенность и техническая компетентность. Независимость определяется статусом третьего лица. Беспристрастность выражается в деятельности при проведении испытаний, принятии решений по их результатам и оформлении протоколов испытаний. Неприкосновенность заключается в том, что ИЛ и их персонал не должны подвергаться коммерческому, финансовому, административному или другому давлению, способному оказывать влияние на выводы или оценки. Техническая компетентность подтверждается соответствующей структурой организации и управления, наличием квалифицированного персонала, помещений и оборудования для испытаний, нормативных документов на методы испытаний и процедуры, включая документы системы обеспечения качества. Соответствие требованиям проверяется при аккредитации ИЛ. Система сертификации предусматривает допуск к испытаниям продукции только аккредитованных лабораторий.

Эксперт ОС (лицо, аттестованное на право проведения одного или нескольких видов работ в области сертификации) – главный участник работ по сертификации. От компетентности эксперта, его добросовестности и объективности зависят обоснованность, достоверность принятия решения о выдачи сертификата заявителю.

Специально уполномоченный федеральный орган исполнительной власти в области технического регулирования (Госстандарт) выполняет следующие функции:

- формирует и реализует государственную политику в области сертификации, устанавливает общие правила и рекомендации по проведению сертификации на территории РФ и опубликовывает официальную информацию о них;

- проводит государственную регистрацию систем сертификации и знаков соответствия, действующих в РФ;

- опубликовывает официальную информацию о действующих в РФ системах сертификации и знаках соответствия и представляет ее в международные (региональные) организации по сертификации;

- представляет РФ в международных (региональных) организациях по вопросам сертификации;

- осуществляет межотраслевую координацию в области сертификации.

Международная практика сертификации и стандартизации.

Деятельность международной организации по стандартизации (ИСО) и международной электротехнической комиссии (МЭК).

Международная организация по стандартизации (ИСО) создана в 1946 г. двадцатью пятью национальными организациями по стандартизации. фактически ее работа началась с 1947 г. СССР был одним из основателей организации, постоянным членом руководящих органов. Россия стала членом ИСО как правопреемник распавшегося государства.

Сфера деятельности ИСО касается стандартизации во всех областях, кроме электромеханики и электроники, относящихся к компетенции Международной электротехнической комиссии (МЭК). Кроме стандартизации ИСО занимается и проблемами подтверждения соответствия.

Задачи ИСО: содействие развитию стандартизации и смежных видов деятельности в мире с целью обеспечения международного обмена товарами и услугами, а также развития сотрудничества в интеллектуальной, научно-технической и экономической областях.

В последние десятилетия ИСО уделяет много внимания стандартизации систем обеспечения качества. Практическим результатом усилий в этих направлениях являются разработка и издание международных стандартов. При их разработке ИСО учитывает ожидания всех заинтересованных сторон – производителей продукции (услуг), потребителей, правительственных кругов, научно-технических и общественных организаций.

На сегодняшний день в состав ИСО входят более 120 стран своими национальными организациями по стандартизации.

МЭК была создана в 1906 г. на международной конференции, в которой участвовали 13 стран, в наибольшей степени заинтересованные в такой организации.

После Второй мировой войны, когда была создана ИСО, МЭК стала автономной организацией в ее составе. Но организационные, финансовые вопросы и объекты стандартизации были четко разделены. МЭК занимается стандартизацией в области электротехники, электроники, радиосвязи, приборостроения. Эти области не входят в сферу деятельности ИСО.

Большинство стран – членов МЭК представлены в ней своими национальными организациями по стандартизации (России представляет Ростехрегулирование).

Основная цель организации, которая определена ее Уставом – содействие международному сотрудничеству по стандартизации и смежным с ней проблемам в области электротехники и радиотехники путем разработки международных стандартов и других документов.

Деятельность комитета по политике потребителя (COPOLCO) и других международных организаций по управлению качеством

COPOLCO (комитет по защите интересов потребителей) – один из семи комитетов ИСО. Этот комитет изучает вопросы обеспечения интересов потребителей и возможности содействия этому через стандартизацию; обобщает опыт участия потребителей в создании стандартов и составляет программы по обучению потребителей в области стандартизации и доведению до них необходимой информации о международных стандартах. Этому способствует периодическое издание Перечня международных и национальных стандартов, а также полезных для потребителей руководств: «Сравнительные испытания потребительских товаров», «Информация о товарах для потребителей», «Разработка стандартных методов измерения эксплуатационных характеристик потребительских товаров и пр. COPOLCO участвовал в разработке руководства ИСО/МЭК по подготовке стандартов безопасности.

Опыт европейских стран, США и Японии, других зарубежных стран по управлению качеством

США

На государственном уровне действуют системы обобщения и анализа опыта обеспечения качества: авиационной техники, морской техники, в области компьютерного обеспечения управления качеством, исследования методов неразрушающего контроля и др.

Управление качеством в США базируется, в основном, на жесткой системе испытаний и глубоким анализом причин отказов изделий с введением соответствующих корректирующих действий.

Используемые в США системы управления качеством отражают тенденцию к быстрой сменяемости поколений продукции, когда в серийное производство запускаются изделия, еще не прошедшие длительный срок отработки. Поэтому поставщики вынуждены гарантировать высокое качество путем жестких испытаний в сочетании с изучением неудачных образцов.

В 1989 г. была начата работа по изучению проблемы тотального управления качеством (TQM), которая сформировалась на основе статистических методов и стала фундаментальной базой в теории управления качеством.

Наряду с осуществлением TQM многие американские организации стали уделять внимание процессу снижения затрат, чтобы улучшить общую эффективность, включая качество, и сохранить конкурентоспособность в быстро изменяющихся обстоятельствах внешней деловой среды.

ЯПОНИЯ

В этой стране определяющее внимание уделяется обеспечению высокого технического уровня и качества еще на этапе разработки и освоения серийного производства, которое иногда имеет большую длительность.

С этой целью фирмы стремятся внедрить в разработку возможно большее число технических новинок, в том числе по зарубежным лицензиям. Тщательная отработка конструкции и технологии при разработке позволяет в процессе производства сократить число технологических испытаний и контрольных операций, перенести основное внимание на каждой операции.

Здесь главную роль играют экономико-социальные аспекты, учитывающие психологические факторы – конкуренция среди сотрудников, моральное и материальное поощрение, обучение и самообучение, увольнение допускающих систематические промахи и практическая невозможность для уволенных найти работу.

Характерным направлением в работе японской промышленности явилось развитие кружков по изысканию резервов производства и повышения качества продукции.

Как правило, эти кружки представляют собой небольшие группы сотрудников. Выполняющих общую работу и регулярно собирающуюся для обсуждения возникающих проблем и осуществляющих свои решения, если они находятся в пределах компетенции членов кружка. Любой член кружка может предложить проблему, которую надо решить. Техническая помощь, которую просит кружок, должна оказываться очень внимательно и таким образом, чтобы профессиональный технический персонал действовал как советник и не навязывал своего мнения членам кружка.

Японские компании, внедрившие общефирменный контроль качества, расширили понятие контроля качества в соответствии с более широко понимаемым термином «качество».

Одновременно произошло и изменение точки зрения на гарантию качества. Раньше под гарантией качества понималось проведение строгого контроля качества, бесплатная замена дефектного изделия годным, безвозмездный ремонт в течение определенного периода времени. Сейчас гарантия качества означает гарантию качества продукции таким образом, чтобы покупатель хотел купить ее и пользоваться продукцией с удовольствием в течение длительного времени.

ЕВРОПА

В ряде стран Европы функционируют системы управления качеством, имеющие специфические формы и охватывающие различные уровни управления.

Общефирменное управление качеством сочетается с управлением качеством на отдельном предприятии. Общефирменное управление осуществляется заместителей руководителя корпорации по качеству, имеющего свой аппарат и выпускающего общефирменное руководство по качеству. На отдельных предприятиях имеются свои заместители по качеству. Они осуществляют функциональное руководство на всех этапах разработки и производства, в процессе заключения контрактов на поставку.

В отдельных странах, например, в Швеции, некоторые функции контроля качества осуществляются на государственном уровне. С этой целью создаются правительственные инспекции по качеству экспортируемых товаров, задача которых состоит в обеспечении высокого престижа страны на мировом рынке.

В Великобритании сходные функции возложены на Британский промышленный совет. Здесь на государственном уровне функционируют также системы обобщения и анализа опыта разработки, производства и применения изделий, главным образом, военного назначения.

В Германии немецкое общество по качеству разрабатывает экономические проблемы качества.

В Европе большое внимание уделяется статистическим методам регулирования технологических процессов по критериям качества продукции с использованием встроенных в оборудование компьютеров. Кроме традиционного входного контроля на основе соответствующих документов производится инспектирование предприятий – поставщиков и их систем контроля качества, совместный анализ отказов и непременное участие потребителя в периодических проверках испытательных служб поставщиков.

Концентрированный международный опыт управления качеством продукции на предприятиях, прежде всего европейских нашел отражение в международных стандартах по управлению качеством. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных: Австрия, Великобритания, ФРГ, Швеция, Швейцария и др.

В зарубежной практике международные стандарты управления качеством применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества у поставщика. При этом соответствие такой системы требованиям международных стандартов рассматривается как определенная гарантия того. Что поставщик способен выполнить требования контракта и обеспечить стабильное качество продукции.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: