Последствия международной миграции рабочей силы
С одной стороны, она обеспечивает перераспределение трудовых ресурсов в соответствии с потребностями стран, делает возможным освоение новых регионов, концентрирует огромные массы наиболее активного и энергичного населения в экономических центрах, способствует изменению экономического, социального и культурного положения людей, разрушая рутинные традиции форм жизни. С другой стороны, способствует быстрому росту крупных городов, обострению экологической ситуации, обезлюдению села, порождает проблемы, связанные со сложностью приспособления мигрантов к новым условиям жизни. Таким образом, международная миграция рабочей силы оказывает как положительное, так и отрицательное воздействие на экономическое и социальное развитие стран-доноров (экспортеров рабочей силы) и стран-реципиентов (импортеров рабочей силы).
Миграция населения — важный фактор социально-экономического развития мира. Это обусловливает необходимость проведения миграционной политики. Миграционная политика – совокупность мер по государственному и межгосударственному регулированию миграционных потоков населения на законодательной основе.
Целями международной миграционной политики являются определение масштабов миграции, механизма ее регулирования, ослабление негативных социально-экономических последствий и усиление положительных эффектов миграции для стран, участвующих в миграционном процессе.
Особое место в миграционной политике занимает регулирование трудовой миграции. Экспорт и импорт рабочей силы осуществляются на основе национального законодательства, а также двусторонних многосторонних межгосударственных соглашений.
Государственное регулирование миграции рабочей силы призвано защищать интересы трудящихся-мигрантов, а также должно обеспечивать взаимную защиту интересов самих стран — экспортеров и импортеров рабочей силы.
Государственная миграционная политика подразделяется на два вида — эмиграционную и иммиграционную, которые имеют различные цели и методы регулирования.
Эмиграционная политика государства включает косвенные методы регулирования, призванные создать благоприятный эмиграционный климат, а также прямые методы, нацеленные на регулирование объемов и структуры эмиграционных потоков.
Иммиграционная государственная политика призвана защитить национальный рынок труда от неконтролируемого притока мигрантов, обеспечить рациональное использование их труда.
Каждая страна вырабатывает собственные меры по регулированию притока и оттока рабочей силы в зависимости от своего внутриэкономического положения. Характерной особенностью регулирования миграционных процессов является то, что приоритеты в данной области отдаются национальным государствам.
В качестве инструмента регулирования численности используется показатель иммиграционной квоты, который ежегодно рассчитывается и утверждается в стране-импортере. При определении квоты учитываются потребности страны в иностранной рабочей силе в целом и по отдельным категориям привлекаемого населения (половозрастным группам, образованию и т.п.), а также принимаются во внимание состояние национальных рынков труда, жилья, политическая и социальная обстановка в стране-импортере.
Селективность миграционной политики стран-импортеров выражается в предоставлении льгот отдельным категориям мигрантов с целью их привлечения в страну. Приоритетным правом получения разрешения на иммиграцию пользуются мигранты следующих групп:
• работники, претендующие на низкооплачиваемую, тяжелую и вредную работу;
• специалисты быстро развивающихся сфер народного хозяйства, новых высокотехнологичных отраслей;
• представители редких профессий (огранщики алмазов, реставраторы картин и рукописей и др.);
• специалисты высшей квалификации и лица выдающихся способностей в области науки, искусства, образования, бизнеса и спорта;
• руководящие работники международных корпораций, а также предприниматели, которые переносят свою деятельность в принимающую страну и создают рабочие места.