Теория человеческих отношений.
Школа научного управления
После распада фабричной системы стала зарождаться школа научного направления (направление в теории организации Тейлоризм по имени основателя Тейлора), лозунгами данного направления являются: координация, интеграция и контроль.
Основное внимание уделялось проблемам рабочих, максимальному облегчению производственных операций, безопасности труда и впервые была введена сдельная оплата труда.
Значительную лепту внес Файоль, по его мнению в основе любой организационной структуры лежит принцип иерархии, то есть права и ответственность в организации должны будут распределяться сверху вниз.
1. принцип единоначалья, то есть во главе организации стоит единый руководитель
2. принцип исключения, то есть только самые важные и не повторяющиеся решения должны исходить от руководителя организации.
3. рационализация сферы контроля – строго определенное количество подчиненных у руководителя звена.
4. Организационная специализация – строгое разделение управленческих функций, руководители среднего звена будут различаться по функционалу.
|
|
Теоретическое обоснование школы научного управления в теории Макса Вебера. По его мнению основу социального порядка в обществе составляют только рациональные действия, поэтому каждое действие работника в организации должно быть рационально и все нерациональные действия не допускаются.
Одни из родоначальников теории Врум и Мейо. В рамках данного направления в США был проведен Хоттернский эксперимент (1924-1932), по итогам которого выяснилось, что производительность труда, дисциплина в коллективе, заинтересованность работников зависит, в первую очередь, от методов руководства, влияние группового мнения, межличностные отношения, возможность неформального общения руководителя с подчиненными.
Основоположник Гербер Спенсер.
Характерные признаки организации как системы:
- Целостность. Изменение одного элемента системы неизменно приведет к изменению всех элементов системы.
- Иерархичность строения. Каждый элемент системы может рассматриваться как вышестоящий для другого элемента.
- Открытость системы. Организация будет взаимодействовать с внешней средой и другими организациями.
- Целенаправленность. Организация сознательно ставит перед собой определенные цели.
- Наличие управленческой подсистемы.
- Наличие обратной связи.
- Динамизм. Определенные изменения, которые происходят в организации.