Структура организации
Социальная структура организации рассматривается как система упорядоченных определенным образом позиций членов организации, включающая в себя совокупность взаимосвязанных ролей и отношений между членами организации, включающая отношения власти и подчинения.
Структура организации делится на:
1. 9 Формальная структура организации – представляет собой организационное построение, основанное на жесткой организации и стандартизации организационных норм между структурными подразделениями, включает в себя ряд элементов:
a. кодекс организации обязательный для выполнения всеми членами;
b. иерархическая система статусов и ролей жестко закрепленных за всеми члена организации
c. бюрократический аппарат, созданный для управления
d. системы вертикальных коммуникаций горизонтальны, фактически не предусмотрены
Особенности:
i. рациональность
ii. безличность
iii. одномерность
Виды формальных структур:
- линейная – рассматривается как система вертикальной зависимости, объединяющая ряд служебных позиций сверху вниз, руководство организации в одном лице
- Линейно-штабная – за основу берется линейная структура, но в каждом звене создаются штабы, в которых работают специалисты
- функциональная структура – руководство распределяется среди ряда лиц, специализирующихся на отдельных функциях
- матричная – создается на основе перекрестного руководства для решения экстраординарных целевых программ
Достоинства:
- повышенная эффективность за счет уменьшения разнообразия в действиях
Недостатки:
- неудобство в использовании только вертикальных связей, в результате чего руководители могут не владеть информацией об обстановке в подразделениях
- ориентация лишь на статусы, а не на личностные качества сотрудников, так же отсутствие межличностного общения, могут привести к снижению мотиваци.
a. внеформальная – спонтанно сложившаяся система связи и отношений между участниками, созданная для достижения организационных целей способами отличными от формальным предписанием. Отличительные черты: существование одновременно с формальной структурой, отношения имеют служебно-деловое содержание. Ориентированная на следующие личностные качества:
i. особые знания и навыки, которыми обладают индивиды вне зависимости от своего статуса
ii. ориентированность на качество наиболее удобного партнера по деловому сотрудничеству
b. социально-психологическая – спонтанно сложившаяся система связей и отношений, основанная на личном выборе, на чувствах приязни, либо неприязни, может существовать с формальной структурой, может и нет, основные 3 элемента:
i. престиж;
ii. лидерство
iii. Сантименты
c.
Характеристики: определяется как спонтанно сложившаяся структура, призванная преодолевать недостатки формальной