Правовой нигилизм
План:
1. Понятие и признаки правового нигилизма.
2.Причины, формы и виды правового нигилизма
3. «Теоретические традиции» правового нигилизма в России
4. Пути преодоления правового нигилизма
Проблема правового нигилизма в научном плане в должной мере пока не исследована.
Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой – наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.
Нигилизм (в переводе с лат. «nihil» - ничто, ничего) выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, иногда отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это есть одна из форм мироощущения и социального поведения.
|
|
Как социальное явление нигилизм характеризуется:
а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;
б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;
в) не сопряжен с позитивной программой;
г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.
Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно. Так еще Конфуций, например, предлагал заменить законы традиционными нравственными установлениями. Он полагал, что такие принципы, как «уважай и почитай старшего» смогут заменить навязанные государством нормы.
Наибольшее распространение нигилизм получил в XIX столетии, главным образом в Западной Европе и России.
Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Ф.Г. Якоби, П.Ж. Прудон, Ф. Ницше, М. Штирнер, М. Хайдеггер, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.
Советская правовая наука подчеркивала, что такое негативное и даже пагубное явление как нигилизм (и правовой нигилизм) было свойственно лишь буржуазным правовым системам; советское же право было незнакомо в принципе с этим самым нигилизмом.
Следует отметить, что нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.
Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей из среды разночинной интеллигенции 60-х гг. XIX в., отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене из более справедливыми.
|
|
Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание».
В традиционном понимании нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в сегодняшнее время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.
Характерным признаком нигилизма является интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.
Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, который особенно распространился в России в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось.
Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях:
· неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых (рыночных) ценностей;
· недовольство переменами;
· социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований;
· несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями;
· неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам;
· отрицание несвойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.
Разновидностью социального нигилизма является правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это элемент общественного сознания, проявляющийся в безразличном, недоверчивом, пренебрежительном отношении к праву, закону, законности, государству, его символам либо даже полном отрицании их социальной ценности.
Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права. Оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей. Что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа. Умонастроений, социальных чувств, привычек.