Понятие и признаки правового нигилизма

Правовой нигилизм

План:

1. Понятие и признаки правового нигилизма.

2.Причины, формы и виды правового нигилизма

3. «Теоретические традиции» правового нигилизма в России

4. Пути преодоления правового нигилизма

Проблема правового нигилизма в научном плане в должной мере пока не исследована.

Современное российское общество характеризуется множеством различных противоречий, среди которых наблюдается и такое, как причудливое переплетение, с одной стороны, тотального правового нигилизма, а с другой – наивного правового идеализма. Как ни странно, оба эти явления, казалось бы, разновекторные и несовместимые, мирно уживаются и образуют вместе общую безрадостную картину юридического бескультурья.

Нигилизм (в переводе с лат. «nihil» - ничто, ничего) выражает негативное отношение субъекта (группы, класса) к определенным ценностям, нормам, взглядам, идеалам, иногда отдельным, а подчас и всем сторонам человеческого бытия. Это есть одна из форм мироощущения и социального поведения.

Как социальное явление нигилизм характеризуется:

а) резко критическим, крайне негативным отношением к общепринятым, объективным (абсолютным) ценностям;

б) максималистским подходом, интенсивностью, бескомпромиссностью отрицания;

в) не сопряжен с позитивной программой;

г) несет в себе деструктивное, разрушительное начало.

Нигилизм как течение общественной мысли зародился давно. Так еще Конфуций, например, предлагал заменить законы традиционными нравственными установлениями. Он полагал, что такие принципы, как «уважай и почитай старшего» смогут заменить навязанные государством нормы.

Наибольшее распространение нигилизм получил в XIX столетии, главным образом в Западной Европе и России.

Он был связан с такими философами леворадикального направления, как Ф.Г. Якоби, П.Ж. Прудон, Ф. Ницше, М. Штирнер, М. Хайдеггер, М.А. Бакунин, П.А. Кропоткин и др.

Советская правовая наука подчеркивала, что такое негативное и даже пагубное явление как нигилизм (и правовой нигилизм) было свойственно лишь буржуазным правовым системам; советское же право было незнакомо в принципе с этим самым нигилизмом.

Следует отметить, что нигилизм многолик, он может быть нравственным, правовым, политическим, идеологическим, религиозным и т.д., в зависимости от того, какие ценности отрицаются, о какой сфере знаний и социальной практики идет речь – культуре, науке, искусстве, этике, политике, экономике. Между ними много оттенков, нюансов, взаимопереходов. Каждая из разновидностей этого течения имеет свою историю.

Русский писатель И.С. Тургенев вывел в своих романах яркие образы героев-бунтарей из среды разночинной интеллигенции 60-х гг. XIX в., отвергавших многие постулаты окружавшей их действительности и предлагавших новые идеи. Нигилистами были революционные демократы, резко критиковавшие современные им порядки и призывавшие к замене из более справедливыми.

Общей чертой всех форм нигилизма является отрицание, но не всякое отрицание есть нигилизм. Отрицание шире, оно органически присуще человеческому сознанию, диалектическому мышлению. Поэтому далеко не всех, кто что-либо отрицает, можно считать нигилистами. В противном случае сам термин «нигилизм» теряет свой смысл и растворяется в более объемном понятии – «отрицание».

В традиционном понимании нигилизм воспринимается в большинстве случаев как явление деструктивное, социально вредное, особенно в сегодняшнее время. Нередко нигилизм принимает разрушительные формы. В крайних своих проявлениях он смыкается с различными анархическими, лево- и праворадикальными устремлениями, максимализмом, большевизмом и необольшевизмом, политическим экстремизмом.

Характерным признаком нигилизма является интенсивность, категоричность и бескомпромиссность отрицания – с преобладанием субъективного, чаще всего индивидуального начала. Здесь выражается гипертрофированное, явно преувеличенное сомнение в известных ценностях и принципах. При этом, как правило, избираются наихудшие способы действия, граничащие с антиобщественным поведением, нарушением моральных и правовых норм.

Одним из видов нигилизма является социальный нигилизм, который особенно распространился в России в период «перестройки» и гласности. Он возник на волне охватившего всю страну всеобщего негативизма, когда многое (если не все) переоценивалось, переосмысливалось, осуждалось и отвергалось.

Сегодня социальный нигилизм выражается в самых различных ипостасях:

· неприятие определенными слоями общества курса реформ, нового уклада жизни и новых (рыночных) ценностей;

· недовольство переменами;

· социальные протесты против «шоковых» методов осуществляемых преобразований;

· несогласие с теми или иными политическими решениями и акциями;

· неприязнь или даже вражда по отношению к государственным институтам и структурам власти, их лидерам;

· отрицание несвойственных российскому менталитету западных образцов поведения, нравственных ориентиров.

Разновидностью социального нигилизма является правовой нигилизм. Правовой нигилизм – это элемент общественного сознания, проявляющийся в безразличном, недоверчивом, пренебрежительном отношении к праву, закону, законности, государству, его символам либо даже полном отрицании их социальной ценности.

Одним из ключевых моментов здесь выступает надменно-пренебрежительное, высокомерное, снисходительно-скептическое восприятие права. Оценка его не как базовой, фундаментальной идеи, а как второстепенного явления в общей шкале человеческих ценностей. Что, в свою очередь, характеризует меру цивилизованности общества, состояние его духа. Умонастроений, социальных чувств, привычек.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: