Рынок. Спрос, предложение и цена.
Теория потребительского поведения.
Рынок:
- совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями
- место встречи продавца и покупателя
Основные Параметры рынка:
- спрос
- предложение
- цена
Теория спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах и в течении определённого времени.
Закон спроса:
- с увеличением цены спрос на товар уменьшается
- с уменьшением цены – спрос на товар возрастает
Закон спроса не действует:
- дефицит товара, ажиотажный спрос, вызванный инфляционными ожиданиями
- в отношении редких и дорогостоящих товаров, приобретение которых является средством престижа и сбережения
- при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары даже при снижении цен на первое
Неценовые факторы спроса:
- не всегда цена
- изменения предпочтений потребителя (мода)
|
|
- изменения дохода
- цены других товаров
- количество покупателей на рынке.
- ожидание покупателя, изменение цен.
Теория предложения – то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен и в определённый промежуток времени
Закон предложения:
- при увеличении цены, предложение растёт
- при снижении цены – сокращается
Неценовые факторы предложения:
- величина издержек (затрат на производство товаров)
- налоги и субсидии
- цены других товаров
- количество продавцов на рынке
- ожидание изменения цен
Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния
Равновесная цена – спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению
Равновесный объём – объём спроса и предложения при равновесной цене
Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, с целью получения наибольшей выгоды. Конкуренция – важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий наибольшее количество субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции
Функции:
- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества
- стимулирование эффективного производства, стремление удержаться на рынке и максимизировать свою выгоду, заставляя предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки
- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства
|
|
- Установление равновесной рыночной цены
Типы конкурентного поведения:
- Добросовестная (ведёт к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции и снижению издержек производства, более разнообразная продукция высокого качества по низким ценам)
- Не добросовестная (укрепление рыночного положения фирмы, связано с использованием нерыночных способов конкурентной борьбы):
- продажа по цене себестоимости или ниже
- установление дискриминации цен или количественных условий
- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о товаре и качестве
- недобросовестное копирование товаров конкурентов, использование товарного знака
- нарушение качества стандартов и условий поставки товаров
- коммерческий шпионаж
Методы конкурентной борьбы:
- Ценовая конкуренция (борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижением цен без изменения ассортимента и качества товара)
- Использование ценовой дискриминации, продажа одного товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках
- Неценовая конкуренция:
- повышение качества продукции путём совершенствования технических характеристик товара
- улучшение приспосабливаемости, нужной потребителю
- производство товаров заменителей
- улучшение обслуживания покупателей, послепродажный сервис
- использование массовой рекламы
В зависимости от развития методов конкурентной борьбы различают
2 типа рынка:
1. Совершенной конкуренции:
Характерны:
- наличие значительного числа продавцов и покупателей на рынке
- незначительная доля рынка продавца
- продажа всеми продавцами однородной стандартной и унифицированной продукции
- одинаковая информация для всех участников рынка
- мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу входа и выхода в рынок
2. Несовершенной конкуренции:
- тип рыночной структуры, на которую не выполняется хотя бы одно из условий рынка совершенной конкуренции
- фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, могут обладать монопольной властью. Увеличение, сокращая объёмы продаж, воздействуя на цены товаров и услуг
С целью получения прибыли в зависимости от путей монополизации рынка различают несколько тип ов монополии:
- монополия
- искусственная
- естественная
- временная
- государственная
- случайная
Производственная функция – зависимость между количеством вложенных ресурсов и объёмов производства. Описываются производственной функцией, которая характеризует максимальный объём выпуска, которого можно достичь при любом заданном объёме ресурсов Q=t (R1,R2,…,Rn)
Q – объём производства
R1,R2,Rn – ресурс данного вида
Ресурс ом может выступать:
- капитал
- земля
- труд
- предпринимательские способности (информационные, финансовые, интеллектуальные)
Экономические издержки производства – расходы фирмы, связанные с производством товаров и услуг, их величина зависит от объёма затраченных ресурсов и их цены.
Поскольку ресурсы общества ограничены то использование в производстве одного экономического блага ведёт к сокращению других благ
Экономические издержки – стоимость производства товаров и услуг, измеренных количеством товаров и услуг, которыми надо пожертвовать, чтобы получить данные товары и услуги
Включают внешние и внутренние:
1. Внешние – денежные платежи внешним поставщикам факторов производства, эти выплаты осуществляются ради привлечения ограниченных ресурсов именно в данное производство, и приводит к отвлечению ресурсов от других альтернативных вариантов их использования. Внешние издержки отражают реальное движение денежных потоков, учитываются бухгалтерами и поэтому называются бухгалтерскими
|
|
2. Внутренние – денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, доходы, которые могли быть получены фирмой за самостоятельное … ресурсы, при наилучшем способе их применения внутренние издержки возникают и учитываются всякий раз, когда возникает проблема выбора
Нормальная прибыль – минимальная плата, которой вознаграждаются предпринимательские способности, применяемые на данной форме (минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы остаться в бизнесе)