Конкуренция и монополия

Рынок. Спрос, предложение и цена.

Теория потребительского поведения.

Рынок:

- совокупность отношений товарного обмена, устанавливающих непосредственные связи между производителями и потребителями

- место встречи продавца и покупателя

Основные Параметры рынка:

- спрос

- предложение

- цена

Теория спроса – количество товаров и услуг, которые покупатели (потребители) готовы приобрести при данных ценах и в течении определённого времени.

Закон спроса:

- с увеличением цены спрос на товар уменьшается

- с уменьшением цены – спрос на товар возрастает

Закон спроса не действует:

- дефицит товара, ажиотажный спрос, вызванный инфляционными ожиданиями

- в отношении редких и дорогостоящих товаров, приобретение которых является средством престижа и сбережения

- при переключении спроса с менее качественных на более качественные товары даже при снижении цен на первое

Неценовые факторы спроса:

- не всегда цена

- изменения предпочтений потребителя (мода)

- изменения дохода

- цены других товаров

- количество покупателей на рынке.

- ожидание покупателя, изменение цен.

Теория предложения – то количество товаров и услуг, которое продавцы готовы предложить при данном уровне цен и в определённый промежуток времени

Закон предложения:

- при увеличении цены, предложение растёт

- при снижении цены – сокращается

Неценовые факторы предложения:

- величина издержек (затрат на производство товаров)

- налоги и субсидии

- цены других товаров

- количество продавцов на рынке

- ожидание изменения цен

Рыночное равновесие – состояние рынка, при котором спрос на товар соответствует его предложению и ни один хозяйствующий субъект не заинтересован в изменении этого состояния

Равновесная цена – спрос равен предложению и она не обнаруживает тенденции к росту или снижению

Равновесный объём – объём спроса и предложения при равновесной цене

Конкуренция – борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров, с целью получения наибольшей выгоды. Конкуренция – важнейший элемент рыночного механизма, обеспечивающий наибольшее количество субъектов рыночных отношений в производстве и сбыте продукции

Функции:

- эффективное распределение ограниченных ресурсов в соответствии с потребностями общества

- стимулирование эффективного производства, стремление удержаться на рынке и максимизировать свою выгоду, заставляя предпринимателей совершенствовать производство, улучшать качество продукции, снижать издержки

- распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства

- Установление равновесной рыночной цены

Типы конкурентного поведения:

- Добросовестная (ведёт к выигрышу потребителя и выражается в повышении качества продукции и снижению издержек производства, более разнообразная продукция высокого качества по низким ценам)

- Не добросовестная (укрепление рыночного положения фирмы, связано с использованием нерыночных способов конкурентной борьбы):

- продажа по цене себестоимости или ниже

- установление дискриминации цен или количественных условий

- ложная информация и реклама, вводящая в заблуждение потребителей о товаре и качестве

- недобросовестное копирование товаров конкурентов, использование товарного знака

- нарушение качества стандартов и условий поставки товаров

- коммерческий шпионаж

Методы конкурентной борьбы:

- Ценовая конкуренция (борьба между производителями за сверхприбыль посредством уменьшения издержек производства и снижением цен без изменения ассортимента и качества товара)

- Использование ценовой дискриминации, продажа одного товара по разным ценам, когда ценовые различия не оправданы различиями в издержках

- Неценовая конкуренция:

- повышение качества продукции путём совершенствования технических характеристик товара

- улучшение приспосабливаемости, нужной потребителю

- производство товаров заменителей

- улучшение обслуживания покупателей, послепродажный сервис

- использование массовой рекламы

В зависимости от развития методов конкурентной борьбы различают

2 типа рынка:

1. Совершенной конкуренции:

Характерны:

- наличие значительного числа продавцов и покупателей на рынке

- незначительная доля рынка продавца

- продажа всеми продавцами однородной стандартной и унифицированной продукции

- одинаковая информация для всех участников рынка

- мобильность всех ресурсов, предполагающая свободу входа и выхода в рынок

2. Несовершенной конкуренции:

- тип рыночной структуры, на которую не выполняется хотя бы одно из условий рынка совершенной конкуренции

- фирмы, функционирующие на рынке несовершенной конкуренции, могут обладать монопольной властью. Увеличение, сокращая объёмы продаж, воздействуя на цены товаров и услуг

С целью получения прибыли в зависимости от путей монополизации рынка различают несколько тип ов монополии:

- монополия

- искусственная

- естественная

- временная

- государственная

- случайная

Производственная функция – зависимость между количеством вложенных ресурсов и объёмов производства. Описываются производственной функцией, которая характеризует максимальный объём выпуска, которого можно достичь при любом заданном объёме ресурсов Q=t (R1,R2,…,Rn)

Q – объём производства

R1,R2,Rn – ресурс данного вида

Ресурс ом может выступать:

- капитал

- земля

- труд

- предпринимательские способности (информационные, финансовые, интеллектуальные)

Экономические издержки производства – расходы фирмы, связанные с производством товаров и услуг, их величина зависит от объёма затраченных ресурсов и их цены.

Поскольку ресурсы общества ограничены то использование в производстве одного экономического блага ведёт к сокращению других благ

Экономические издержки – стоимость производства товаров и услуг, измеренных количеством товаров и услуг, которыми надо пожертвовать, чтобы получить данные товары и услуги

Включают внешние и внутренние:

1. Внешние – денежные платежи внешним поставщикам факторов производства, эти выплаты осуществляются ради привлечения ограниченных ресурсов именно в данное производство, и приводит к отвлечению ресурсов от других альтернативных вариантов их использования. Внешние издержки отражают реальное движение денежных потоков, учитываются бухгалтерами и поэтому называются бухгалтерскими

2. Внутренние – денежные доходы, которыми жертвует фирма, самостоятельно используя принадлежащие ей ресурсы, доходы, которые могли быть получены фирмой за самостоятельное … ресурсы, при наилучшем способе их применения внутренние издержки возникают и учитываются всякий раз, когда возникает проблема выбора

Нормальная прибыль – минимальная плата, которой вознаграждаются предпринимательские способности, применяемые на данной форме (минимальный доход, который должен получать предприниматель, чтобы остаться в бизнесе)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: