Формирование самосознание и появление личностной самооценки

Новое качественное развитие всех психических функций.

Восприятие – занимает ведущее место среди других психических функций (господство определяется ситуативностью поведения ребенка)

· Преобладание полевого поведения (предметы позитивно окрашены, ребенок стремится к действиям с ними)

· Связанность с наглядным полем и невозможность выйти из него. (ребенок действует с предметами, находящимися в его поле восприятия)

· Восприятие аффективно окрашено (импульсивность поведения, слитность восприятия и действия)

Память –непроизвольность, связь с восприятием, наиболее активная форма – узнавание.

Мышление – наглядно – действенное.

Этапы развития суждений (Штерн)

· Ребенок называет предметы (предметные суждения)

· Действия (в речи появляются глаголы и отглагольные формы)

· Ребенок выделяет свойства и признаки предметов (прилагательные)

2. Бурное речевое развитие и переход к активной речи (2-2.5 года –сенситивный период для развития речи)

Этапы овладения речью:

· Становление пассивной речи (к 1 году жизни словарный запас – 10/20 слов, к 2 годам ребенок понимает практически все, что говорят взрослые, к 3 годам – качественные изменения т.к. ребенок выполняет поручения и любит слушать повествовательную речь)

· Автономная речь (специфически детская речь с точки зркния семантики, звукового состава)

· Развитие собственно активной речи (речь по всем параметрам приближается к речи взрослого человека: 2-3 сложные предложения, вопросы ко взрослому и т.д.)

Последовательность овладения различными сторонами связной речи:

Усвоение фонем, частей речи, падежей, склонений, предлоги и союзы.

Условия, стимулирующие речевое развитие ребенка:

· Возникновение трудностей в деятельности ребенка

· Взрослые должны стимулировать ребенка выражать просьбу словами

· Понимание значения слов ребенком

Психологическое отделение ребенка от матери Û развитие самосознания. Выделение собственного Я через:

· возникновение личного действия - взрослый обращает внимание на действие ребенка, благодаря чему ребенок относится к действию как к своему собственному, это обнаруживается и в вербальной форме (Я САМ)

· формирование первичной самооценки (эмоциональное осознание самого себя, отношения к себе, как правило, завышена)

· появление и обострение чувства собственности (понимание того, что что – то мне принадлежит)

§2. Кризис трех лет.

Основные проявления:

· Негативизм поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают взрослые только потому, что это предлагают они. Наличие социального отношения т.е. поведение направлено на человека, а не содержание того, о чем просят.

· Упрямство ребенок настаивает на чем – то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал(в ущерб своим желаниям ребенок связан своим первоначальным решением) – отношение ребенка к себе.

· Строптивость поведение, направленное против норм воспитания («да ну») – отношение к внешнему миру, против того, с чем имел дело раньше

· Своеволие тенденция к самостоятельности (ребенок проявляет отсутствие необходимости в помощи взрослого)

Второстепенные симптомы:

· Протест – бунт (постоянное состояние войны с окружающими)

· Симптом обесценивания (ругань, негатив по отношению к вещам, которые сами по себе не приносят неприятности)

· Стремление к деспотизму (стремление к господству, власти, проявляется в виде ревности по отношению к другим членам семьи)

Положительные стороны кризиса:

· Стремление в деятельности к определенному результату, для демонстрации успеха взрослым и получения положительной оценки гордость за достижения.

· Тенденция к самостоятельности и отделению ребенка от матери

· Появление нового видения себя, окружающего мира.

§3. Развитие детей дошкольного возраста.

Социальная ситуация развития – рост самостоятельности ребенка и расширение его возможностей, изменение характера общения ребенка со взрослыми(возникновение потребности быть взрослым). Взрослый как образец, ориентир для ребенка.

Ведущая деятельность – игра.

Основные функции:

· Ориентация в основных смыслах человеческих отношений

· Усвоение норм и правил взрослого сообщества

· Моделирование человеческих отношений, их воспроизведение

· Удовлетворение потребности быть взрослым

Типы игр:

· Режиссерская

· Образно – ролевая

· Сюжетно – ролевая

· Игра с правилами

Структура игры:

· Сюжет игры

· Содержание

· Роли и правила

· Игровые действия

· Игровые предметы

· Реальные отношения, которые воспроизводятся в игре

Роль игры в психическом развитии ребенка:

1) Развитие моторики (совершенствование двигательной сферы ребенка)

2) Развитие движений и действий (функция контроля переходит к ребенку, появляется ориентировочное звено в действиях подготовительная стадия, ориентация)

Этапы становления ориентировочного действия (3-4 года)

· Хаотические движения

· Более организованная деятельность с подготовительной стадией (4-6 лет)Четкая дифференциация ориентировочной (подготовительной стадии). Ребенок совершает целенаправленное, ему необходимое действие.

3) Развитие мотивационно-потребностной сферы (ребенок учится соподчинять свои желания и требования ситуации)

4) Формирование моральных привычек

Развитие познавательной сферы дошкольника:

Память.

Становится доминирующим психическим процессом. Ребенок запоминает без излишних усилий, сенситивный период для развития памяти. Ребенок не ставит определенной задачи, что-то запомнить, т.е. память носит непроизвольный характер (не используются специальные приемы для запоминания). В старшем дошкольном возрасте запоминание становится более продуктивным, начинает развиваться произвольная память (параллелограмм развития Леонтьева.)

Восприятие.

В дошкольном возрасте становится высшей психической функцией:

· Произвольность

· Опосредованность

В процессе сенсорного восприятия формируются сенсорные умения:

· Формирование обобщенных способов обследования предметов (рассматривание, ощупывание, прислушивание)

· Формирование сенсорных эталонов (основные формы, фигуры, звуки, цвета и их фиксация в языке)

· Навыки сопоставления характеристик обследуемой системы и сенсорного эталона

Все навыки формируются в рамках практической, игровой деятельности ребенка.

Восприятие становится системой перцептивных действий. Этапы становления перцептивного действия (интериоризация)

· Практические действия (ориентация на сенсорные эталоны)

· Сами сенсорные процессы становятся перцептивными действиями

· Действия становятся еще более сокращенными, внутренними.

Мышление.

Наглядно – действенное (действия с предметами)

ß

Наглядно – образное (картинка с ситуацией)

ß

Словесно – логическое (словесное описание, решение в уме)

Этапы формирования внутреннего плана:

1) Ребенок не умеет действовать в уме, но он способен совершать действия с предметами т.е. решает задачу в наглядно-образном плане

2) В процессе решения задачи включается речь, но используется только для называния предметов, с которыми ребенок манипулирует

3) Ребенок решает задачу в образном плане (манипулирует представлениями о предметах). Складываются элементарные формы рассуждений

4) Решение осуществляется по заранее составленному внутреннему плану. В основе решения задачи – память и опыт ребенка

5) Решение задачи в уме с последующим выполнением в наглядно – действенном плане, проверка правильности ответа и затем формулирование ответа словами.

6) Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения

Дошкольник способен ставить перед собой познавательную задачу (многочисленные вопросы почему?). При неудовлетворенности ответом взрослого ребенок может сделать собственный вывод.

Пиаже Ж. Ребенок не способен к логическому мышлению,

· мысль эгоцентрична и не чувствительна к противоречиям

· отсутствует интроспекция собственных суждений (не оценивает правильность/неправильность собственных суждений)

· предпричинность в мышлении (отсутствует интерес к истинным причинам явлений и отсутствует их правильное объяснение)

Все эти способности формируются только к 7 годам, когда становится доступными логические объяснения взрослых.

Воображение.

Выполняет познавательную и аффективно – защитную функцию (предохраняет от тяжелых переживаний)

Общие закономерности развития речи:

· Ситуативная речь меняется на контекстуальную (ребенок может говорить о прошлом, будущем)

· Развитие монологической речи

· Развитие внутренней речи (фиксирует результаты деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: