Новое качественное развитие всех психических функций.
Восприятие – занимает ведущее место среди других психических функций (господство определяется ситуативностью поведения ребенка)
· Преобладание полевого поведения (предметы позитивно окрашены, ребенок стремится к действиям с ними)
· Связанность с наглядным полем и невозможность выйти из него. (ребенок действует с предметами, находящимися в его поле восприятия)
· Восприятие аффективно окрашено (импульсивность поведения, слитность восприятия и действия)
Память –непроизвольность, связь с восприятием, наиболее активная форма – узнавание.
Мышление – наглядно – действенное.
Этапы развития суждений (Штерн)
· Ребенок называет предметы (предметные суждения)
· Действия (в речи появляются глаголы и отглагольные формы)
· Ребенок выделяет свойства и признаки предметов (прилагательные)
2. Бурное речевое развитие и переход к активной речи (2-2.5 года –сенситивный период для развития речи)
Этапы овладения речью:
|
|
· Становление пассивной речи (к 1 году жизни словарный запас – 10/20 слов, к 2 годам ребенок понимает практически все, что говорят взрослые, к 3 годам – качественные изменения т.к. ребенок выполняет поручения и любит слушать повествовательную речь)
· Автономная речь (специфически детская речь с точки зркния семантики, звукового состава)
· Развитие собственно активной речи (речь по всем параметрам приближается к речи взрослого человека: 2-3 сложные предложения, вопросы ко взрослому и т.д.)
Последовательность овладения различными сторонами связной речи:
Усвоение фонем, частей речи, падежей, склонений, предлоги и союзы.
Условия, стимулирующие речевое развитие ребенка:
· Возникновение трудностей в деятельности ребенка
· Взрослые должны стимулировать ребенка выражать просьбу словами
· Понимание значения слов ребенком
Психологическое отделение ребенка от матери Û развитие самосознания. Выделение собственного Я через:
· возникновение личного действия - взрослый обращает внимание на действие ребенка, благодаря чему ребенок относится к действию как к своему собственному, это обнаруживается и в вербальной форме (Я САМ)
· формирование первичной самооценки (эмоциональное осознание самого себя, отношения к себе, как правило, завышена)
· появление и обострение чувства собственности (понимание того, что что – то мне принадлежит)
§2. Кризис трех лет.
Основные проявления:
· Негативизм поведение ребенка идет вразрез с тем, что предлагают взрослые только потому, что это предлагают они. Наличие социального отношения т.е. поведение направлено на человека, а не содержание того, о чем просят.
|
|
· Упрямство ребенок настаивает на чем – то не потому, что он этого хочет, а потому, что он этого потребовал(в ущерб своим желаниям ребенок связан своим первоначальным решением) – отношение ребенка к себе.
· Строптивость поведение, направленное против норм воспитания («да ну») – отношение к внешнему миру, против того, с чем имел дело раньше
· Своеволие тенденция к самостоятельности (ребенок проявляет отсутствие необходимости в помощи взрослого)
Второстепенные симптомы:
· Протест – бунт (постоянное состояние войны с окружающими)
· Симптом обесценивания (ругань, негатив по отношению к вещам, которые сами по себе не приносят неприятности)
· Стремление к деспотизму (стремление к господству, власти, проявляется в виде ревности по отношению к другим членам семьи)
Положительные стороны кризиса:
· Стремление в деятельности к определенному результату, для демонстрации успеха взрослым и получения положительной оценки гордость за достижения.
· Тенденция к самостоятельности и отделению ребенка от матери
· Появление нового видения себя, окружающего мира.
§3. Развитие детей дошкольного возраста.
Социальная ситуация развития – рост самостоятельности ребенка и расширение его возможностей, изменение характера общения ребенка со взрослыми(возникновение потребности быть взрослым). Взрослый как образец, ориентир для ребенка.
Ведущая деятельность – игра.
Основные функции:
· Ориентация в основных смыслах человеческих отношений
· Усвоение норм и правил взрослого сообщества
· Моделирование человеческих отношений, их воспроизведение
· Удовлетворение потребности быть взрослым
Типы игр:
· Режиссерская
· Образно – ролевая
· Сюжетно – ролевая
· Игра с правилами
Структура игры:
· Сюжет игры
· Содержание
· Роли и правила
· Игровые действия
· Игровые предметы
· Реальные отношения, которые воспроизводятся в игре
Роль игры в психическом развитии ребенка:
1) Развитие моторики (совершенствование двигательной сферы ребенка)
2) Развитие движений и действий (функция контроля переходит к ребенку, появляется ориентировочное звено в действиях подготовительная стадия, ориентация)
Этапы становления ориентировочного действия (3-4 года)
· Хаотические движения
· Более организованная деятельность с подготовительной стадией (4-6 лет)Четкая дифференциация ориентировочной (подготовительной стадии). Ребенок совершает целенаправленное, ему необходимое действие.
3) Развитие мотивационно-потребностной сферы (ребенок учится соподчинять свои желания и требования ситуации)
4) Формирование моральных привычек
Развитие познавательной сферы дошкольника:
Память.
Становится доминирующим психическим процессом. Ребенок запоминает без излишних усилий, сенситивный период для развития памяти. Ребенок не ставит определенной задачи, что-то запомнить, т.е. память носит непроизвольный характер (не используются специальные приемы для запоминания). В старшем дошкольном возрасте запоминание становится более продуктивным, начинает развиваться произвольная память (параллелограмм развития Леонтьева.)
Восприятие.
В дошкольном возрасте становится высшей психической функцией:
· Произвольность
· Опосредованность
В процессе сенсорного восприятия формируются сенсорные умения:
· Формирование обобщенных способов обследования предметов (рассматривание, ощупывание, прислушивание)
· Формирование сенсорных эталонов (основные формы, фигуры, звуки, цвета и их фиксация в языке)
· Навыки сопоставления характеристик обследуемой системы и сенсорного эталона
Все навыки формируются в рамках практической, игровой деятельности ребенка.
|
|
Восприятие становится системой перцептивных действий. Этапы становления перцептивного действия (интериоризация)
· Практические действия (ориентация на сенсорные эталоны)
· Сами сенсорные процессы становятся перцептивными действиями
· Действия становятся еще более сокращенными, внутренними.
Мышление.
Наглядно – действенное (действия с предметами)
ß
Наглядно – образное (картинка с ситуацией)
ß
Словесно – логическое (словесное описание, решение в уме)
Этапы формирования внутреннего плана:
1) Ребенок не умеет действовать в уме, но он способен совершать действия с предметами т.е. решает задачу в наглядно-образном плане
2) В процессе решения задачи включается речь, но используется только для называния предметов, с которыми ребенок манипулирует
3) Ребенок решает задачу в образном плане (манипулирует представлениями о предметах). Складываются элементарные формы рассуждений
4) Решение осуществляется по заранее составленному внутреннему плану. В основе решения задачи – память и опыт ребенка
5) Решение задачи в уме с последующим выполнением в наглядно – действенном плане, проверка правильности ответа и затем формулирование ответа словами.
6) Решение задачи осуществляется только во внутреннем плане с выдачей готового словесного решения
Дошкольник способен ставить перед собой познавательную задачу (многочисленные вопросы почему?). При неудовлетворенности ответом взрослого ребенок может сделать собственный вывод.
Пиаже Ж. Ребенок не способен к логическому мышлению,
· мысль эгоцентрична и не чувствительна к противоречиям
· отсутствует интроспекция собственных суждений (не оценивает правильность/неправильность собственных суждений)
· предпричинность в мышлении (отсутствует интерес к истинным причинам явлений и отсутствует их правильное объяснение)
Все эти способности формируются только к 7 годам, когда становится доступными логические объяснения взрослых.
Воображение.
Выполняет познавательную и аффективно – защитную функцию (предохраняет от тяжелых переживаний)
|
|
Общие закономерности развития речи:
· Ситуативная речь меняется на контекстуальную (ребенок может говорить о прошлом, будущем)
· Развитие монологической речи
· Развитие внутренней речи (фиксирует результаты деятельности, способствует сосредоточению и сохранению внимания)