Анализ синхронного двигателя проведем, пренебрегая потерями в обмотках якоря и в стали и считая, что магнитная цепь машины не насыщена. В двигательном режиме ток якоря потребляется из сети, ЭДС E 0 направлена навстречу току I я (противоЭДС E 0). Схема замещения фазной обмотки якоря показана на рисунке а и для нее:
= 0 + jX сня.
Схема замещения обмотки якоря (а) и векторная диаграмма(б) синхронного двига- теля |
В двигательном режиме ось поля ротора отстает на угол нагрузки θ от оси поля статора. Аналогично противо-ЭДС E 0 отстает по фазе на угол θ от напряжения статора U.
Если пренебречь потерями, то можно приближенно считать, что механическая мощность P мех на валу двигателя равна активной мощности P, потребляемой двигателем из сети, т. е.
,
где M – вращающий электромагнитный момент двигателя; W = π n /30 – угловая скорось ротора; U – фазное напряжение статора. Поскольку проекции векторов 0 и jX сня на горизонтальную ось одинаковы, т. е. X сн I яcosj = E 0sinq, то для M
.
Зависимость M = f (θ) при U = const называют угловой характеристикой машины. Угловая характеристика (рис. 3.49) устойчива только в диапазоне –90° < θ < 90°, область θ > 0 соответствует двигательному режиму, а область θ < 0 – генераторному.
|
|
Угловая характеристики синхрон ного двигателя Механическая характеристика син- хронного двигателя |
Механическая характеристика n = f (M) синхронного двигателя в режиме синхронизма (при M с < M ma x ) абсолютно жесткая, частота вращения не зависит от M с. Если нагрузить двигатель так, что момент сопротивления M с > M max, то θ превысит 90° и рабочая точка окажется на неустойчивом участке угловой характеристики, на которой у двигателя отсутствует свойство саморегулирования момента. В результате двигатель выйдет из синхронизма, что может привести к тяжелой аварии в сети. Поэтому в номинальном режиме устанавливают θном = 25÷35°, что обеспечивает запас по моменту KM = M max/ M ном = = 2÷2,4.