Понятие о картографическом методе исследования

Метод использования карт для получения новых данных или познания изображённых на них явлений называется картографическим методом исследования. Он включает следующие группы приёмов:

1. Описание по картам – фиксация результатов качественного и количественного анализа изображённых на карте (картах) явлений и процессов в форме текстов.

2. Графические приёмы – построение по картам различного рода профилей, разрезов, графиков, диаграмм и других двух- и трёхмерных графических моделей.

3. Графоаналитические приемы – измерения по картам координат, длин, высот, площадей, объёмов, углов и вычисление различных показателей формы и структуры объектов и явлений.

4. Приемы математико-картографического моделирования – построение и анализ математических моделей по данным, снятым с карты (карт), создание новых производных карт на основе математических моделей.

Указанные группы приёмов часто применяются в сочетании, например, анализ может начинаться с описания явлений по карте, его измерения и завершаться созданием математико-картографической модели, которая в свою очередь, может послужить для новых описаний или измерений.

При использовании карт выделяют четыре уровня механизации и автоматизации работ (анализа):

1. Визуальный анализ – чтение карт, зрительное сопоставление и глазомерная оценка объектов.

2. Инструментальный анализ – применение измерительных приборов и механических устройств (циркуль-измеритель, курвиметр, транспортир, планиметр, палетки).

3. Полуавтоматические (автоматизированные) исследования – применение автоматических устройств и компьютеров для получения данных с карт, анализа этих данных, преобразования и воспроизведения в сочетании с визуальным и инструментальным анализом.

4. Автоматическое исследование – полная автоматизация всего процесса использования карт, реализуемая на базе автоматических картографических систем (АКС).

Существуют разные способы работы с картами, различающиеся по методике, набору источников, целям. Различают следующие способы:

1. Изучение карты без преобразования – визуальный анализ, описания, измерения и другие операции, имеющие целью получение целостного представления об интересующем читателя объекте или явлении.

2. Преобразование картографического изображения – трансформирование карты в иную форму для решения какой-либо конкретной задачи; преобразование всегда связано с созданием новых производных карт (карты рельефа, например, преобразуются в карты морфометрические, карты расселения – в карты плотности населения и т. п.).

3. Разложение картографического изображения на составляющие – особый вид преобразования с целью выделения и раздельного изучения факторов, определяющих размещение и развитие явлений (например, разделение топографической поверхности на базисные поверхности и остаточный рельеф разных порядков).

4. Сопоставление разновременных карт – анализ серий карт, фиксирующих состояние объекта или явления в разные моменты времени, с целью выявления их изменений, динамики, ритмики, прогнозирования дальнейшего развития.

5. Совместное изучение карт разной тематики – анализ карт, характеризующих разные явления и процессы на одной и той же территории с целью выявления связей и зависимостей между ними, получение комплексных характеристик районирования по совокупности признаков.

6. Изучение карт-аналогов – сравнение карт, отображающих одни и те же явления, но в пределах разных, нередко весьма удалённых друг от друга территорий, для выявления сходства в морфологии и структуре объектов и явлений, общих закономерностей и процессов развития.

7. Совместный анализ разномасштабных карт – с целью выявления закономерностей и структур разного порядка (глобальных, региональных, локальных)

Организация всякого научного исследования по картам или решение какой-либо практической задачи включает четыре последовательных этапа: постановку задачи (формулирование цели), подготовку к исследованию, собственно исследование (с получением предварительных результатов) и наконец, интерпретацию результатов с оценкой точности, содержательным истолкованием результатов и формулированием выводов и предложений. Также даются выводы и рекомендации методического характера относительно самой организации исследования аналогичного типа.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: