В рассматриваемых нами моделях отражения света присутствуют такие параметры как угол падения и отражения
, угол
– угол отклонения от линии идеально отраженного луча (рис. 13.1) и угол
– угол под которым наблюдается результат диффузионного отражения света (рис. 13.2, рис.13.3).
Рассмотрим алгоритмы вычисления этих углов в выбранной системе координат.
Диффузионное отражение. Определим косинус угла
между вектором нормали
к поверхности и некоторым направлением, определяемым вектором
. Вектор
может указывать как на положение источника света, так и на положение точки наблюдения. Таким образом, угол
– это угол, соответствующий углам
или
на рис. 13.1–13.3.
Сначала рассмотрим случай, когда источник света или наблюдатель находятся на бесконечности по отношению к некоторому элементу поверхности. (рис. 13.5).
Пусть заданы:
– вектор нормали к элементу поверхности и
– вектор, определяющий некоторое направление в пространстве.
Тогда
(13.7)

Рис. 13.5
Перейдем к рассмотрению случая, когда источник света или наблюдатель находятся на конечном расстоянии от поверхности (рис. 13.6)

Рис. 13.6
Пусть заданы в системе координат
(рис. 13.6):
– вектор нормали к элементу поверхности,
– радиус- вектор, определяющий положение источника света или точки наблюдения,
– радиус- вектор, определяющий положение элемента поверхности.
Тогда
(13.8)
Координаты вектора
определяются из рис. 13.6
(13.9)
Таким образом
(13.10)
С учетом (13.9) и (13.10) выражение (13.8) можно представить в виде

(13.11)






