double arrow

Adobe Photoshop. Коррекция изображения

Коррекция - это процесс компенсации дефектов оригинала и искажений, внесенных в процессе ввода изображений. При этом многие пользователи путают коррекцию изображения с его настройкой на выходной процесс, которая чаще всего выполняется автоматически с помощью использования профилей устройств ввода/вывода.

Теоретически различают два типа коррекции изображения: тоновую и цветовую.

Под тоновой коррекцией понимают изменение тональности (осветление и/или затемнение изображения) путем изменения яркостных характеристик пикселов (в идеале, при этом должно происходить изменение параметра Brightness (Яркость) при неизменных значениях цветовых параметров Hue (Цветовой тон или Цветность) и Saturation (Насыщенность) - в понятиях цветовой модели HSB).

Под цветовой коррекцией понимают изменение цвета пикселов цветного изображения (используя ту же цветовую модель HSB, в "чистом виде" этот процесс можно описать как изменение оттенка цвета - цветности {Hue) и/или насыщенности (Saturation) - при неизменном параметре яркости (Brightness)). При этом одним из наименее понимаемых, но очень важных моментов в понимании происходящих процессов является то, что регулировка (добавление или удаление) первичных цветов при коррекции влияет не только на цвет и его насыщенность (в совокупности эти два параметра задают оттенок), но также и на его тон, т.е. яркость (силу) этого оттенка. Таким образом, помимо изменения цвета также происходит изменение света, т.е. изображение становится светлее или темнее. С другой стороны, изменение яркости изображения может приводить (и приводит, особенно при значительном изменении яркости) к изменению и оттенка пикселов. Это связано с физической природой света, для которого сложение RGB-составляющих приводит к образованию белого цвета (т.е. света).

Из всего этого вытекает ряд следствий.

ü Насыщенный RGB-цвет формируется только из двух первичных цветов, а при добавлении третьего компонента с целью изменения этого цвета будет снижаться насыщенность результирующего оттенка.

ü Повышение насыщенности цвета достигается снижением содержания одного из первичных цветов, но если один из первичных цветов уже полностью отсутствует и при этом продолжать изменять два других первичных цвета, то будут изменяться как цветовой тон, так и яркость оттенка.

ü В-третьих, использование сильно насыщенных цветов приводит к сложностям воспроизведения изображения при печати, т.к. для максимально насыщенных цветов детали изображения будут присутствовать только в одном из цветовых каналов, второй канал будет сплошным белым (цветовая составляющая отсутствует), а третий - сплошным черным (максимальное значение цветовой составляющей).

Поэтому на практике в "чистом виде" тоновая или цветовая коррекция цветных изображений (RGB, CMYK, Lab, Indexed, Multychenal) встречается не часто - только в случаях незначительных изменений цветовых параметров изображения. В большинстве же случаев при выполнении одного вида коррекции происходит и незначительное (а иногда - значительное) изменение цветовых параметров, соответствующих иному виду коррекции. Фактически, просто невозможно отделить цветовую коррекцию от тоновой, т.к. изменение цветового баланса влияет также на тоновые значения в отдельных цветовых каналах.

Что касается полутоновых изображений (Grayscale - градации серого), то это единственный случай "чистой" тоновой коррекции, а команды цветовой коррекции для них будут просто недоступны (ввиду отсутствия цветовой информации).

Многие виды коррекции изображения (в полном объеме это касается тоновой коррекции) также приводят к потере информации. Поэтому коррекцию изображения нужно выполнять осторожно, учитывая тот факт, что последовательно проводимые коррекции приводят к прогрессирующим потерям.

Для того, чтобы минимизировать эти потери необходимо, в-первую очередь страховаться. Так как потерянная информация невосстановима, оставьте себе путь к отступлению - создайте копию изображения.

Во-вторых, по возможности, используйте более высокую глубину цвета. Как уже отмечалось, Photoshop поддерживает глубину цвета 8, 16 и 32 бита (32 бита поддерживается начиная с CS2 (версия 9) только для однослойного RGB-изображения). При этом вы будете располагать намного большим диапазоном редактирования до момента возникновения постеризации.

В-третьих, решайте сначала самую большую проблему. Это наиболее эффективный подход, требующий меньших объемов работ и в наименьшей степени разрушающий изображение.

В-четвертых, избегайте последовательных однотипных коррекций - однократная операция коррекции уничтожит меньше информации.

В-пятых, минимизируйте тоновую коррекцию - тонкие тоновые сдвиги значительно менее деструктивны, чем большие изменения.

И последнее, по возможности используйте корректирующие слои. Применение корректирующих слоев требует большие объемы памяти, однако повышение гибкости в выполнении коррекции делает эту плату приемлемой.

2.4.1 Цветовая коррекция

В мире существуют всего два типа оттенков: те, которые привлекают внимание к изображению, и те, которые, наоборот, отвлекают от него. К “положительным” оттенкам относятся золотистый, который получается на фотографиях, сделанных ранним утром или вечером, теплые оттенки, полученные в свете свечи, а также оттенки, полученные в результате применения фотографом фильтров или источников света для получения необходимой атмосферы, например атмосферы позднего зимнего вечера, которую создает синий свет, отраженный от зеркальных стекол высотных зданий города.

Неподходящие оттенки возникают в том случае, если фотограф использует не тот фильтр при создании изображения, если изображение выцвело, на объектив фотоаппарата упал солнечный свет и в некоторых других ситуациях, как показано на примере фотографии кошки (синий ковер, на котором лежит кошка, придает соответствующий оттенок и ее шерсти).

Скорее всего вы видели изображения, полученные на стадионе или в офисе, когда цветовая температура света не соответствует параметрам используемой пленки. Оранжевый, красный или зеленый оттенки, появившиеся в результате использования неподходящей пленки, а также в результате компенсации цветовой температуры света и фильтров, относятся к той категории оттенков, которые считаются нежелательными. В качестве еще одного примера нежелательных оттенков можно привести солнечный свет, проходящий сквозь крону дерева, — в этом случае люди, изображенные на фотографии, предстают не в самом лучшем виде.

Проведем несложный эксперимент. Создайте новый полноцветный графический документ с помощью Photoshop и выполните щелчок мышью на образце цвета переднего плана в панели инструментов. В раскрывшемся диалоговом окне выбора цвета введите в поля управляющих параметров модели RGB значения 255 для красного и по нулям для зеленого и синего базовых цветов — цветовая формула RGB (255, 0, 0). В образце цвета появится яркая красная полоска. Затем щелкните мышью в поле Н, установив в него курсор, а после этого 36 раз подряд нажмите сочетание клавиш Shift+T. При этом после каждого нажатия обращайте внимание на изменения образца цвета и значений управляющих параметров цветовой модели RGB. Вывод первый: глаз воспринимает сочетания красного, зеленого и синего цветов в различных пропорциях как различные цвета. Вывод второй: для получения любого цвета спектра достаточно лишь двух базовых компонентов цветовой модели (одно из полей управляющих параметров в ходе нашего эксперимента постоянно содержало нулевое значение).

Что произойдет, если воспользоваться не парой, а всеми тремя базовыми световыми потоками? Проведем еще пару экспериментов. Вернитесь в диалоговое окно Color Picker (Селектор цвета) и введите в поле R значение 255, в поле G — значение 255 и в поле В — значение 0 — цветовая формула RGB (255, 255, 0). Затем щелчком мыши установите курсор в поле В цветовой модели RGB и с помощью клавиши Т постепенно увеличивайте количество синего цвета, следя за цветом образца. Исходный ярко-желтый цвет постепенно начнет бледнеть, приближаясь к белому. Повторим тот же эксперимент, начав с цветовой формулы RGB (128, 128, 0) и закончив формулой RGB (128, 128, 128), — исходный желтоватый цвет постепенно приходит к серому. Наконец, попробуйте любую цветовую формулу, в которой значения всех трех управляющих параметров равны, — вы всегда получите оттенок серого цвета, причем тем светлее, чем больше значения параметров. Вывод: добавление третьего базового светового потока не меняет цвет, но меняет его оттенок, делая его менее отчетливым и одновременно увеличивая его светлоту. Сделать оттенок менее отчетливым можно не только осветлением, но и затемнением. Для этого третий цвет базовой модели нам не потребуется. Вернитесь в диалоговое окно Color Picker (Селектор цвета) и задайте цветовую формулу бирюзового цвета: RGB (0, 256, 256). Затем установите курсор в поле В цветовой модели HSB (ее поля расположены выше полей модели RGB). Нажатием клавиши I постепенно уменьшайте яркость цвета и наблюдайте за его образцом, а также за цветовой формулой модели RGB. После пары десятков нажатий, когда яркость станет равной 80 %, образец цвета окажется совсем непохожим на бирюзовый — скорее, на серый, а когда яркость станет равной 10 %, даже на самых лучших мониторах образец цвета на глаз будет не отличить от черного. Тем не менее, это — оттенок бирюзового цвета — он по-прежнему содержит лишь синий и зеленый компоненты, только интенсивность свечения их источника очень мала, поэтому оттенок и получается таким темным.

Теперь вкратце рассмотрим процесс визуального восприятия цвета. Предположим, на столе лежат два банана — спелый и недозрелый. На них падает свет, часть которого поглощается их поверхностью (вы можете мне не поверить, но от этого они нагреваются), а часть — отражается. Некоторая часть отраженного света попадает на сетчатку глаза наблюдателя. Сетчатка анализирует, сколько пришло зеленого света, сколько — красного, сколько — синего, и сообщает об этом мозгу, который интерпретирует полученную информацию как цвет. Причина того, что бананы выглядят разными по цвету, состоит в том, что кожура спелых бананов в большей степени поглощает синий свет, а незрелых — не только синий, но и красный. Именно анализ сетчаткой сравнительного количества красного, зеленого и синего света, отраженного от поверхности рассматриваемого предмета, дает основание мозгу судить о цвете этого предмета. Что необходимо запомнить из изложенного для понимания процедуры цветовой коррекции? Не так много:

ü собственно цвет, хроматику, определяют только два из трех базовых цветов модели RGB;

ü присутствие третьего цвета в смеси света, попадающего в глаз, меняет только оттенок, смещая его к серому цвету;

ü равные количества света всех трех цветов дают ахроматический оттенок серого цвета;

ü чем меньше количества света трех цветов (и, соответственно, чем меньше значения параметров модели RGB), тем темнее становится оттенок получающегося цвета, и наоборот.

Это все. Но без знания и полного понимания этих четырех закономерностей работать со средствами цветовой коррекции как в Photoshop, так и в любой другой программе можно только «на глазок», попадая в полную зависимость от точности воспроизведения цвета на экране. Удовлетворительного результата таким образом добиться можно, хорошего — практически никогда.

2.4.2 Тоновая коррекция

Тоновая коррекция изображения, т.е. его осветление и/или затемнение изображения (одновременное осветление и затемнение различных элементов изображения приводит к изменению его контрастности) - одна из наиболее важных функций Photoshop. Правильная настройка тонов является базисом для правильной настройки контрастности изображения, обеспечивая его жизненность и объемность.

С другой стороны, всегда необходимо помнить, что при выполнении тоновой коррекции происходит растяжение либо сжатие всего или различных частей тонового диапазона, при котором практически всегда теряется какой-то часть информации. Это выражается, например, в появлении эффекта постеризации изображения (ступенчатом изменение уровней яркости цвета), потере мелких деталей в области света или тени и т.п. Поэтому при выполнении тоновой коррекции следует придерживаться ряда правил, минимизирующих эти потери.

Тоновая коррекция изображения в Photoshop начиная с версии CS2 может выполняться с помощью девяти команд меню ImageÞAdjustments (ИзображениеЖоррекция) (здесь перечислены в порядке размещения в меню): Levels (Уровни), Auto Levels (Автоуровни), Auto Contrast (Автоконтраст), Auto Color (Автоцвет), Curves (Кривые), Brightness/Contrast (Яркость/Контраст), Shadow/Highlight (Тень/Свет), Exposure (Экспозиция), Equalize (Выровнять) и Variations (Варианты).

Палитры Histogram (Гистограмма) и Info (Информация) позволяют контролировать и анализировать результаты тоновой коррекции.

Фактически, для выполнения тоновой коррекции достаточно двух команд из перечисленных - это Levels (Уровни) и Curves (Кривые). А команду тоновой коррекции Brightness/Contrast (Яркость/Контраст), выполняющую линейные преобразования, лучше с этой целью вообще не использовать, т.к. она достаточно примитивно отбрасывает информацию из изображения, что приводит к большим потерям на обоих концах тонового диапазона (наблюдаемые эффекты называются "обрезка светов" и "обрезка теней" и возникают они при регулировке яркости ползунком Brightness либо увеличении контрастности ползунком Contrast) либо появлению эффекта постеризации (при снижении контраста). (Команду Brightness/Contrast (Яркость/Контраст) лучше использовать для других целей, например, обработки масок.)

Нелинейные преобразования, лежащие в основе команд Levels (Уровни) и Curves (Кривые), также отбрасывают часть информации (при тоновой коррекции это неизбежно), но объем этой информации не так велик и выполняется более рациональным способом.

Команда тоновой коррекции Shadow/Highlight (Тень/Свет), появившаяся в Photoshop с версии CS, позволяет раздельно настраивать параметры тоновой коррекции для областей света и тени, что также обеспечивая минимальные потери полезной информации.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: