Рис 4.8 - Взаимосвязь развития жизненного цикла предприятия с причинами возникновения кризисных ситуаций
А Д
На этапе преобладания в организации одной из сил (когда равнодействующая не равна нулю) происходит разрушение системы, стагнация (этап В-Г), переходящая в хаос (точка Д). Длительное нахождение организации в состоянии хаоса при отсутствии ярко выраженных конструктивных сил может привести к ее полному разрушению (банкротству). Этап Г-Д цикла организации очерчивает ее кризисное состояние, управление в котором носит специфические особенности, дающие основание выделить его в отдельную форму под названием «антикризисный менеджмент».
В точке Д, в ходе осуществления антикризисного менеджмента, происходит перегруппировка внутренних и внешних сил хозяйственной организации, вследствие чего наступает «переустройство» равновесия на новом уровне качества.
Исходя из цикличного характера, выделяют следующие фазы проявления кризисного развития: распознавание, предотвращение, поддержание жизнедеятельности, выход из кризиса, ликвидация последствий. Поэтому любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития.
При каждой фазе кризиса существует специфика управления, направленная на стабилизацию предприятия, и методы, адекватные текущему состоянию. Если появляются симптомы, сигнализирующие о приближении организации к катастрофе, то от менеджмента потребуется срочная разработка и осуществление предупредительных мероприятий.
Существуют также модели развития организации которые разработали ученые Грейнер и Адизес.
Любое управление в определенной мере должно быть антикризисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кризисных ситуаций.
Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:
• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;
• кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;
• к кризисам можно и необходимо готовиться;
• кризисы можно смягчать;
• управление в условиях кризиса требует особых подходов, специальных знаний, опыта и искусства;
• кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;
• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.
Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:
♦гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи матричным системам управления;
♦склонность к усилению неформального управления, мотивация энтузиазма, терпения, уверенности;
♦диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;
♦снижение централизма для обеспечения своевременного ситуационного реагирования на возникающие проблемы;
♦усиление интеграционных процессов, позволяющих концентрировать усилия и более эффективно использовать потенциал компетенции.
Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздействия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.
В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:
♦ мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;
♦ установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;
♦ интеграции по ценностям профессионализма;
♦ инициативности в решении проблем и поиску наилучших вариантов развития;
♦ корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.
Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику всего управления. Поскольку поведение предприятий в условиях кризиса обладает существенной спецификой, то, естественно, и антикризисное управление в значительной мере отличается от традиционного управления.
Различия между традиционным и антикризисным управлением настолько существенны и принципиальны, что смена модели управления требует кардинальной реорганизации управления предприятием. Это предполагает разработку и внедрение новых технологий управления, информационных систем, переподготовку управленческих кадров и т. п. Данный процесс весьма длителен и требует значительных затрат.
Обобщенная сравнительная характеристика традиционного и антикризисного управления приведена в табл.5.1.
Табл.5.1