Лекция № 5. Основные черты антикризисного управления. Диагностика кризисов в процессах управления

Рис 4.8 - Взаимосвязь развития жизненного цикла предприятия с причинами возникновения кризисных ситуаций

А Д

На этапе преобладания в организации одной из сил (когда равнодействующая не равна нулю) происходит разрушение системы, стагнация (этап В-Г), переходящая в хаос (точка Д). Длительное нахожде­ние организации в состоянии хаоса при отсутствии ярко выраженных конструктивных сил может привести к ее полному раз­рушению (банкротству). Этап Г-Д цикла организации очерчивает ее кризисное состояние, уп­равление в котором носит специфические особенности, дающие основание выделить его в отдельную форму под названием «антикри­зисный менеджмент».

В точке Д, в ходе осуществления антикризисного менедж­мента, происходит перегруппировка внутренних и внешних сил хозяй­ственной организации, вследствие чего наступает «переустройство» равновесия на новом уровне качества.

Исходя из цикличного характера, выделяют следующие фазы проявления кризисного развития: распознавание, предотвращение, поддержание жизнедеятельности, выход из кризиса, ликвидация последствий. Поэтому любое управление в определенной мере должно быть антикризисным или становится антикризисным по мере вступления организации в полосу кризисного развития.

При каждой фазе кризиса существует специфика управления, направленная на стабилизацию предприятия, и методы, адекватные текущему состоянию. Если появляются симптомы, сигнализирующие о приближении организации к катастрофе, то от менеджмента потребуется срочная разработка и осуществление предупредительных мероприятий.

Существуют также модели развития организации которые разработали ученые Грейнер и Адизес.

Любое управление в определенной мере должно быть антикри­зисным и тем более становиться антикризисным по мере вступления в полосу кризисного развития организации. Игнорирование этого положения имеет значительные отрицательные последствия, учет его способствует безболезненному, «бархатному» прохождению кри­зисных ситуаций.

Суть антикризисного управления выражается в следующих положениях:

• кризисы можно предвидеть, ожидать и вызывать;

• кризисы в определенной мере можно ускорять, предварять, отодвигать;

• к кризисам можно и необходимо готовиться;

• кризисы можно смягчать;

• управление в условиях кризиса требует особых подходов, спе­циальных знаний, опыта и искусства;

• кризисные процессы могут быть до определенного предела управляемыми;

• управление процессами выхода из кризиса способно ускорять эти процессы и минимизировать их последствия.

Система антикризисного управления должна обладать особыми свойствами. Главными из них являются:

♦гибкость и адаптивность, которые чаще всего присущи мат­ричным системам управления;

♦склонность к усилению неформального управления, мотива­ция энтузиазма, терпения, уверенности;

♦диверсификация управления, поиск наиболее приемлемых типологических признаков эффективного управления в сложных ситуациях;

♦снижение централизма для обеспечения своевременного ситу­ационного реагирования на возникающие проблемы;

♦усиление интеграционных процессов, позволяющих концент­рировать усилия и более эффективно использовать потенциал ком­петенции.

Механизм управления, характеризующий средства воздействия, также имеет свои особенности. Не всегда обычные средства воздей­ствия дают необходимый эффект в предкризисной или кризисной ситуации.

В механизме антикризисного управления приоритеты должны отдаваться:

♦ мотивированию, ориентированному на антикризисные меры, экономии ресурсов, избежанию ошибок, осторожности, глубокому анализу ситуаций, профессионализму и пр.;

♦ установкам на оптимизм и уверенность, социально-психологическую стабильность деятельности;

♦ интеграции по ценностям профессионализма;

♦ инициативности в решении проблем и поиску наилучших ва­риантов развития;

♦ корпоративности, взаимоприемлемости, поиску и поддержке инноваций.

Все это в совокупности должно найти отражение в стиле управ­ления, который надо понимать не только как характеристику деятельности менеджера, но и как обобщенную характеристику все­го управления. Поскольку поведение предприятий в условиях кризиса обладает существенной спецификой, то, естественно, и антикризисное управление в значительной мере отличается от традиционного управления.

Различия между традиционным и антикризисным управлением настолько существенны и принципиальны, что смена модели управления требует кардинальной реорганизации управления предприятием. Это пред­полагает разработку и внедрение новых технологий управления, информационных систем, переподготовку управленческих кадров и т. п. Данный процесс весьма длителен и требует значительных затрат.

Обобщенная сравнительная характеристика традиционного и антикризисного управления приведена в табл.5.1.

Табл.5.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: