Лекция № 7. Маркетинг в антикризисном управлении
Маркетинговыми причинами кризиса могут быть упущения руководства фирмы в любом из направлений маркетинга: выборе целевого рынка, позиционировании товара, прогнозе сбыта, ценовой и товарной политике, оценке внутренних возможностей фирмы, выборе концепции маркетинга и его целей, качестве проведения маркетинговых исследований. Таким образом, задача маркетинга - выяснить причины кризисного процесса и предложить радикальные меры либо по его приостановке, либо, если фирма «вошла в кризис», т.е. речь идет о ее банкротстве, способствовать деятельности антикризисных управляющих по проведению маркетинговых мероприятий, обеспечивающих выход фирмы из кризиса.
Во избежание существенных финансовых потерь в период кризиса необходимо применять специфичный маркетинг, суть которого состоит в оперативном изменении маркетинговой политики фирмы и всех составляющих маркетинга (ассортимент товара, цена, каналы распределения и методы стимулирования сбыта) в зависимости от изменений внешней и внутренней среды.
|
|
Эффективность маркетинговой деятельности можно оценить, используя ряд показателей (табл. 7.1).
Таблица 7.1.
Показатель | Формула | Тенденция ведущая к повышению деловой активности |
Процент новых заказов в общем товарообороте | Стоимость заказов /Товарооборот | Рост показателя |
Часть общего товарооборота, приходящаяся на один заказ | Товарооборот/ Кол-во заказов | Рост знаменателя формулы |
Доля товарооборота, приходящаяся на одного работника | Товарооборот /Кол-во работников | Рост показателя |
Средняя стоимость заказа на одного клиента | Стоимость заказов/ Кол-во клиентов | Рост знаменателя формулы |
Отношение объёма продукции на складе к товарообороту | Объём продукции на складе/ Товарооборот | Уменьшение показателя |
Процент продукции, находящейся на складе | Товарооборот/ Объем продукции на складе | Уменьшение знаменателя |
Процент новых заказов в общем объёме имеющихся | Новые заказы /Имеющиеся заказы | Рост показателя |
Доля товарооборота, приходящаяся на одного продавца | Товарооборот/ Кол-во продавцов | Рост показателя |
Доля товарооборота, приходящаяся на одного клиента | Товарооборот Кол-во клиентов | Рост знаменателя формулы |
Часть товарооборота, приходящаяся на одну рекламацию | Товарооборот/ Кол-во рекламаций | Уменьшение знаменателя |
Потери от рекламаций в общем товарообороте | Общая сумма рекламаций/ Товарооборот | Уменьшение показателя |
Антикризисный маркетинг направлен, прежде всего, на то, чтобы дать чёткий ответ на вопрос о будущем предприятия, его способности функционировать в нормальном режиме, а также определить стратегию, которая должна стать основой деятельности компании.
|
|
Основные принципы системы антикризисного управления маркетингом следующие:
1)ранняя диагностика кризисных явления в деятельности предприятия;
2) срочность реакции на кризисные явления;
3) адекватность реагирования на степень реальной угрозы финансовому и рыночному положению предприятия;
4) полная реализация внутренних возможностей выхода предприятия из кризисного состояния.
7.2 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ
А). Анализ ассортимента и структуры продукции
Эффективное управление ассортиментом - ключевая задача на предприятии. Колебания спроса на продукцию, сроков выпуска и поставки продукции и т.д. приводят к созданию запасов, которыми необходимо эффективно управлять.
Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью коэффициента ассортимента, который рассчитывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного как выполнение плана по ассортименту, на общий плановый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ассортименту).
Пример. Известны данные по выпуску продукции предприятием за полугодие (табл. 7.2).
Таблица 7.2
Оценка выполнения плана по ассортименту за 2004 г. (плановые данные - 2003 г.)
Изделие | Объем производства продукции в плановых ценах, р. | Процент выполнения плана | Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, р. | |
плановый | фактический | |||
А | 135 800 | 136 715 | 100,67 | 135 800 |
В | 62 500 | 56 000 | 89,60 | 56 000 |
С | 387 600 | 400 194 | 103,25 | 387 600 |
D | 68 800 | 66 800 | 97,09 | 66 800 |
ИТОГО | 654 700 | 659 709 | 100,7651 | 646 200 |
Из данной таблицы видно, что план по ассортименту продукции выполнен на 98,7 % (646 200: 654 700 • 100).
Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не зависящим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в организации производства, плохое техническое состояние оборудования, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая культура производства, недостатки в системе управления и материального стимулирования.
Увеличение объема производства одних видов продукции и сокращение других приводит к изменению ее структуры, т.е. соотношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре продукции - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.
Изменение структуры производства оказывает большое влияние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимостной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.
Пример. Известны данные по выпуску продукции за полугодие (табл. 7.3).
Данные графы «Стоимость продукции фактически при плановой структуре» рассчитываются умножением стоимости товарной продукции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:К вп = 16 894: 17 024 = 0,992349.
Если бы план производства был равномерно выполнен на 99,23 % по всем видам продукции и не нарушилась бы запланированная структура производства, то общий объем производства в ценах плана составил бы 649 691 р. При фактической структуре он выше на 10 018 р. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.
|
|
Таблица 7.3
|
Анализ структуры товарной продукции за полугодие |
Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рассчитанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн), умножается на запланированный выпуск продукции.
ВП спр = (Кст - Кн) • ВП пл =(1,007651-0,992349) • 654 700 ~ 10 018 р.
7.3. Анализ эластичности
Один из методов количественного измерения чувствительности покупателя к изменению цен - анализ эластичности.
Эластичность - мера реагирования одной переменной на изменение другой.
Мера степени ценовой эластичности - коэффициент эластичности (E). Он показывает, на сколько процентов изменится объем продаж товара в результате изменения его цены на 1 %.
где Q1 - величина спроса при новой цене, Q0 - величина спроса при старой цене, P1 - новая цена, P0 - старая цена.
Если коэффициент эластичности спроса равен нулю, спрос абсолютно неэластичен. Иначе говоря, при любом изменении цены спрос остается постоянным.
Если коэффициент эластичности меньше единицы (табл. 7.4), это свидетельствует об относительно неэластичном спросе.
Таблица 7.4