Показатели маркетинговой активности предприятия

Лекция № 7. Маркетинг в антикризисном управлении

Маркетинговыми причинами кризиса могут быть упущения ру­ководства фирмы в любом из направлений маркетинга: выборе целе­вого рынка, позиционировании товара, прогнозе сбыта, ценовой и то­варной политике, оценке внутренних возможностей фирмы, выборе концепции маркетинга и его целей, качестве проведения маркетинго­вых исследований. Таким образом, задача маркетинга - выяснить причины кризисного процесса и предложить радикальные меры либо по его приостановке, либо, если фирма «вошла в кризис», т.е. речь идет о ее банкротстве, способствовать деятельности антикризисных управляющих по проведению маркетинговых мероприятий, обеспе­чивающих выход фирмы из кризиса.

Во избежание существенных финансовых потерь в период кри­зиса необходимо применять специфичный маркетинг, суть которого состоит в оперативном изменении маркетинговой политики фирмы и всех составляющих маркетинга (ассортимент товара, цена, каналы распределения и методы стимулирования сбыта) в зависимости от изменений внешней и внутренней среды.

Эффективность маркетинговой деятельности можно оценить, используя ряд показателей (табл. 7.1).

Таблица 7.1.

Показатель Формула Тенденция веду­щая к повыше­нию деловой ак­тивности
Процент новых заказов в об­щем товарообороте Стоимость заказов /Товарооборот Рост показателя
Часть общего товарооборота, приходящаяся на один заказ Товарооборот/ Кол-во заказов Рост знаменателя формулы
Доля товарооборота, прихо­дящаяся на одного работника Товарооборот /Кол-во работников Рост показателя
Средняя стоимость заказа на одного клиента Стоимость заказов/ Кол-во клиентов Рост знаменателя формулы
Отношение объёма продукции на складе к товарообороту Объём продукции на складе/ Товарооборот Уменьшение пока­зателя
Процент продукции, находя­щейся на складе Товарооборот/ Объем продукции на складе Уменьшение зна­менателя
Процент новых заказов в об­щем объёме имеющихся Новые заказы /Имеющиеся заказы Рост показателя
Доля товарооборота, прихо­дящаяся на одного продавца Товарооборот/ Кол-во продавцов Рост показателя
Доля товарооборота, прихо­дящаяся на одного клиента Товарооборот Кол-во клиентов Рост знаменателя формулы
Часть товарооборота, прихо­дящаяся на одну рекламацию Товарооборот/ Кол-во рекламаций Уменьшение зна­менателя
Потери от рекламаций в об­щем товарообороте Общая сумма рекламаций/ Товарооборот Уменьшение пока­зателя

Антикризисный маркетинг направлен, прежде всего, на то, что­бы дать чёткий ответ на вопрос о будущем предприятия, его способ­ности функционировать в нормальном режиме, а также определить стратегию, которая должна стать основой деятельности компании.


Основные принципы системы антикризисного управления мар­кетингом следующие:

1)ранняя диагностика кризисных явления в деятельности пред­приятия;

2) срочность реакции на кризисные явления;

3) адекватность реагирования на степень реальной угрозы фи­нансовому и рыночному положению предприятия;

4) полная реализация внутренних возможностей выхода пред­приятия из кризисного состояния.

7.2 МЕТОДЫ АНАЛИЗА ПРОДУКЦИИ ПРЕДПРИЯТИЯ

А). Анализ ассортимента и структуры продукции

Эффективное управление ассортиментом - ключевая задача на предприятии. Колебания спроса на продукцию, сроков выпуска и по­ставки продукции и т.д. приводят к созданию запасов, которыми необ­ходимо эффективно управлять.

Оценка выполнения плана по ассортименту продукции обычно производится с помощью коэффициента ассортимента, который рас­считывается путем деления общего фактического выпуска продукции, зачтенного как выполнение плана по ассортименту, на общий плано­вый выпуск продукции (продукция, изготовленная сверх плана или не предусмотренная планом, не засчитывается в выполнение плана по ас­сортименту).

Пример. Известны данные по выпуску продукции предприятием за полугодие (табл. 7.2).

Таблица 7.2

Оценка выполнения плана по ассортименту за 2004 г. (плановые данные - 2003 г.)

Изделие Объем производства про­дукции в плановых ценах, р. Процент выполнения плана Объем продукции, зачтенный в выполнение плана по ассортименту, р.
  плановый фактический
А 135 800 136 715 100,67 135 800
В 62 500 56 000 89,60 56 000
С 387 600 400 194 103,25 387 600
D 68 800 66 800 97,09 66 800
ИТОГО 654 700 659 709 100,7651 646 200

Из данной таблицы видно, что план по ассортименту продук­ции выполнен на 98,7 % (646 200: 654 700 • 100).

Причины недовыполнения плана по ассортименту могут быть как внешние, так и внутренние. К внешним относятся конъюнктура рынка, изменение спроса на отдельные виды продукции, состояние материально-технического обеспечения, несвоевременный ввод в действие производственных мощностей предприятия по не завися­щим от него причинам. Внутренние причины - недостатки в орга­низации производства, плохое техническое состояние оборудова­ния, его простои, аварии, недостаток электроэнергии, низкая куль­тура производства, недостатки в системе управления и материаль­ного стимулирования.

Увеличение объема производства одних видов продукции и сокращение других приводит к изменению ее структуры, т.е. соот­ношения отдельных изделий в общем их выпуске. Выполнить план по структуре продукции - значит сохранить в фактическом выпуске продукции запланированные соотношения отдельных ее видов.

Изменение структуры производства оказывает большое влия­ние на все экономические показатели: объем выпуска в стоимост­ной оценке, материалоемкость, себестоимость товарной продукции, прибыль, рентабельность. Если увеличивается удельный вес более дорогой продукции, то объем ее выпуска в стоимостном выражении возрастает и наоборот. То же происходит с размером прибыли при увеличении удельного веса высокорентабельной и соответственно при уменьшении доли низкорентабельной продукции.

Пример. Известны данные по выпуску продукции за полуго­дие (табл. 7.3).

Данные графы «Стоимость продукции фактически при плановой структуре» рассчитываются умножением стоимости товарной продук­ции по плану на коэффициент выполнения плана товарной продукции в целом в условно-натуральных единицах:К вп = 16 894: 17 024 = 0,992349.

Если бы план производства был равномерно выполнен на 99,23 % по всем видам продукции и не нарушилась бы запланированная струк­тура производства, то общий объем производства в ценах плана соста­вил бы 649 691 р. При фактической структуре он выше на 10 018 р. Это значит, что увеличилась доля более дорогой продукции в общем выпуске.

Таблица 7.3
Изде­лие Опто­вая цена за 1 шт. в р. Объем произ­водства про­дукции, шт. Стоимость продукции (пла­новые цены), р. Изменение стоимости товарной продукции за счет структу­ры, р.
Пла­но­вый Факти­ческий Пла­новая Фактиче­ская при плановой структуре Факти­ческая
А       135 800 134 761 136 715  
В       62 500 62 022 56 000 -6022
С       387 600 384 635 400 194 15 559
D       68 800 68 274 66 800 -1474
ИТОГО - 17 024 16 894 654 700 649 691 659 709 10 018
Анализ структуры товарной продукции за полугодие

Такой же результат можно получить и более простым способом, а именно способом процентных разниц. Для этого разность между коэффициентами выполнения плана по производству продукции, рас­считанными на основании стоимостных (Кст) и условно-натуральных показателей (Кн), умножается на запланированный выпуск продук­ции.

ВП спр = (Кст - Кн) • ВП пл =(1,007651-0,992349) • 654 700 ~ 10 018 р.

7.3. Анализ эластичности

Один из методов количественного измерения чувствительности покупателя к изменению цен - анализ эластичности.

Эластичность - мера реагирования одной переменной на изме­нение другой.

Мера степени ценовой эластичности - коэффициент эластично­сти (E). Он показывает, на сколько процентов изменится объем про­даж товара в результате изменения его цены на 1 %.

где Q1 - величина спроса при новой цене, Q0 - величина спроса при старой цене, P1 - новая цена, P0 - старая цена.

Если коэффициент эластичности спроса равен нулю, спрос абсо­лютно неэластичен. Иначе говоря, при любом изменении цены спрос остается постоянным.

Если коэффициент эластичности меньше единицы (табл. 7.4), это свидетельствует об относительно неэластичном спросе.

Таблица 7.4




double arrow
Сейчас читают про: