Таблица 12.1.
Классификация рисков в антикризисном менеджменте
| Признак | Вид риска |
| Назначение риска | Риск, предполагающий потери Риск, предполагающий выгоду |
| Функциональные особенности риск-процесса | Маркетинговый Инновационный Инвестиционный Производственный Страховой Финансовый |
| Содержание риск-результата | Экономический Социальный Правовой Организационный Инновационный Психологический Имиджевый |
| Последствия реализации риск-решения | Социальные Политические Экологические Демографические |
| Уровень внешних факторов (источников) риска | Международный Макроэкономический Региональный |
| Рыночный фактор риска | Конкурентный Конъюнктурный Ценовой Коммуникационный |
| Рынки факторов производства как источники риска | Человеческих ресурсов Информационный Финансовых ресурсов Материальных ресурсов Временной |
| Средства воздействия | Целевой, стратегический, тактический Прогнозируемый, планируемый, концептуальный Мотивационный, стимулирующий Структурный |
| Характер проявления | Субъективный Объективный Неправомерный (правомерный) Неоправданный (оправданный) Криминогенный |
| Метод (методология) | Экспертный Экономико-математический Дисконтирования Статистический Интуитивный |
В кризисных условиях у предприятия велика вероятность оказаться банкротом, в связи с чем персоналу требуется умение в риск-ситуациях, с одной стороны, избегать неоправданных потерь, с другой — действовать смело и инициативно. Менеджер должен уметь рисковать, т. е. взвешенно, не преувеличивая опасности, добиваться намеченных целей, естественно, при соблюдении границ правомерности риска.
В системе управления организациями формируются гибкие организационно-управленческие звенья, такие, как «экспертиза и прогнозирование рисков», «консультационные службы в области рисковой деятельности». Наиболее простыми решениями может стать введение должности рискового менеджера в аппарат управления и создание органа, координирующего действия по управлению основными видами риска всех подразделений организации.
Управление рисками – особый вид деятельности, направленный на смягчение воздействия риска на конечные результаты деятельности предприятия.
![]() |
Рис.12.1. Этапы процесса управления риском
Защита организации от риска выступает важной функцией управления риском в условиях антикризисного управления. Методы и пути минимизации риска бывают двух направлений:
- избежание воздействия появления возможных рисков;
- уменьшение воздействия риска на результат проиводственно-финансовой деятельности.
Принятие риска на себя может быть незапланированным и запланированным. Последнее в свою очередь представляет из себя:
- страхование;
- разделение или объединение рисков;
- создание резервного фонда.
Страхование имущества защищает владельца от риска гибели и порчи материальных ценностей. Страхование коммерческих рисков включает: риски арендной платы, предоплаты, задержки платежей и неплатежей; риски учредителей; риски несвоевременной отгрузки товаров и недопоставки. Следует отметить, что развитие рынка страховых услуг в России значительно отстает от потребностей экономики и общества.
Разделение рисков:
· диверсификация
· передача рисков.
Способы передачи рисков:
1. Строительный контракт;
2. Аренда;
3. Контракты на хранение и перевозку грузов;
4. Контракты продажи, обслуживание снабжения;
5. Контракт-поручительство;
6. Договор факторинга;
7. Биржевые сделки.
Антикризисный менеджмент в значительной части решаемых проблем является рисковым. Управленческий риск как многофакторная категория менеджмента исследуется в динамике целенаправленного циклического процесса управления, имеющего информационные, временные, организационные, экономические, социальные и правовые параметры.
Считается, что наивысшего уровня компетентности управленческая команда достигает в период кризиса. И в этот же период она максимально открыта для изменений, внедрения инноваций и переориентации на новые виды деятельности. Ясное понимание кризиса делает людей готовыми принять изменения. Возможность начать сначала практически всегда способствует появлению решительности
и уверенности в команде. Каждый новый кризис и соответственно каждый новый уровень развития предприятия дают возможность сделать что-то лучше, чем раньше. Это может быть новый товар, новая технология, новая финансовая система или что-то другое. Команда управления приходит к убеждению, что чем больше проблем она
сможет выявить в развитии предприятия, тем больше откроется перспектив и возможностей этого развития. Идеалом руководителя в такой команде становится человек, который может находить кризисные точки развития, ставить проблемы и решать их.
Тем не менее в кризисной ситуации средств на проведение масштабных научных исследований и разработок у предприятия, как правило, нет. Приходится изыскивать пути создания дешевых и эффективных инноваций на базе имеющихся ресурсов. Существует несколько методик, на основе которых возможно создание таких инноваций. Наиболее эффективными из них являются бенчмаркинг, латеральный маркетинг и теория решения изобретательских задач (ТРИЗ).
Латеральный маркетинг (творческий, изобретательский, новаторский) состоит в том, что компания должна выбрать цель и определить,что именно она хочет изменить в своем продукте. Латеральный маркетинг на уровне товара - какое-либо изменение в продукте или услуге и способ его использования.







